Ашоту Аматуни было далеко за 60, когда он уехал из Армении в Крым, к сыну – решил провести пенсионерские годы у моря, скорее всего. На родине же, помимо того, что был депутатом Верховного Совета Армянской ССР, командовал 7-ой гвардейской армией Закавказского военного округа, а затем работал на ответственной должности – заместителем военного комиссара республики.
Помнящие Аматуни в те годы рассказывают, что заместителя военкома побаивались, не знали, как себя с ним вести. Непростой характер гюмрийца, дополненный нравом кадрового военного, боевого генерала-танкиста – с Аматуни было нелегко в общении. Убежденный большевик, победитель по складу личности, он не брал в подарок даже бутылки коньяка, о взятках вообще речи не было: засудил бы, наверное, рискнувшего подступиться к нему с таким предложением.
О себе он рассказывал, что подростком был этаким безбашенным сорванцом – наверное, именно из таких и получаются герои. Не раздумывал, во всяком случае, когда в 18 лет пошел прямо в военкомат, оттуда его отправили в Тбилиси и Орджоникидзе, в военные школы.
Тайна расстрела армянского комиссара: как дружба с маршалами не спасла Айка Овсепяна>>
Начинал пулеметчиком, а зимой 1943-го получил под Сталинградом первое серьезное ранение. "Несколько дней я находился между жизнью и смертью. Мучительно было ощущать свою беспомощность. Я ненавидел себя, лежащего на койке в то время, когда мои друзья уже закрывали крышку громадного котла, в который они загнали громадную армию Паулюса. Если б я мог тогда подняться…", — писал он в воспоминаниях.
Все зажило, и Аматуни переучился на танкиста, он принял Т-34 и, через Украину и бои под Тирасполем, отправился освобождать Польшу.
"Ворвались в город Любень (ныне Львовская область) и на аэродроме уничтожили 17 немецких самолетов вместе с экипажами. В польском Иновроцлаве перерезали пути отхода и захватили три железнодорожных эшелона. Там же, в Польше, в Сохачеве, уничтожили 110 автомобилей, две зенитные установки, шесть шестиствольных минометов и 300 вражеских солдат и офицеров. Освободили 250 советских военнопленных и 150 граждан", — это бухгалтерия победы тоже из воспоминаний Аматуни.
Героем Советского Союза он стал в феврале 1945 года, а орденов и медалей не счесть. Его рота – это десять машин, десять экипажей, которые были неудержимы и доехали до Берлина, а ранен Аматуни был в самом центре германской столицы, у парка Тиргартен.
Последнюю свою награду Ашот Аматуни получил полтора года назад, в марте 2017-го. Это была медаль "За защиту Республики Крым".
"За значительный вклад в развитие ветеранского движения, героико-патриотическое воспитание молодежи, активную жизненную позицию, многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с 30-летием со дня создания Крымского республиканского Союза ветеранов и инвалидов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов", — говорится в соответствующем постановлении.
Аматуни рассказывал, что после первого ранения его выхаживала медсестра — деловитая и серьезная. Она заявила, что если уж не погиб солдат после такого ранения, то будет жить долго.
"Я здесь не гость": почему Иосиф Кобзон приезжал в Армению и куда ходил первым делом>>
Он так и прожил. Не дожил всего ничего до 96 дня рождения, Ашот Аматуни, последний Герой Советского Союза, живший в Крыму.