Ценные его советы, впрочем, новизной не отличались.
Вице-спикер армянского парламента Эдуард Шармазанов во вторник покинул зал заседаний проходящего в Анталье саммита спикеров парламентов стран Евразии – в знак протеста против оккупации Турцией Северного Кипра. Шармазанов вышел из зала после того, как председатель турецкого парламента Бинали Йылдырым предоставил слово спикеру парламента так называемой "Турецкой республики Северного Кипра", оккупированного и признанного лишь официальной Анкарой образования.
Агрессивные устремления Турции, претворяющей в жизнь политику неоосманизма, северной частью суверенного Кипра не ограничиваются: совсем недавно эта страна оккупировала ряд районов Сирии и Ирака. Цинизм официальной Анкары никогда не страдал узостью границ, и ничего странного, что на этом фоне глава турецкого хурала взялся поучать Армению.
Армении, мол, следует нормализовать отношения с соседними странами, если она хочет стабильности в регионе, говорил Бинали, имея в виду проблему Нагорного Карабаха. Когда официальные чиновники двух соседних с Арменией государств говорят на эту тему, у них мгновенно случаются провалы в восприятии мира, и куда-то бесследно исчезает понятие права наций на самоопределение.
Армении, мол, обязательно нужно отказаться от "претензий" к Анкаре по поводу "событий 1915 года", говорил Йылдырым, словно не понимая простой истины, что государства, признающие преступление Геноцида армян, делают это по зову совести, во имя исторической справедливости и человеческого участия, чтобы никогда больше…
Нет, конечно, и Бинали все отлично понимает, и другие в Анкаре, но набраться смелости, по примеру немцев, они не могут. Политика отрицания – это продолжение османской политики, в рамках которой уничтожение армян и других народов рассматривалось в качестве промежуточных мероприятий ради достижения главной цели.
"Азербайджану нужны территории, а не народ Нагорного Карабаха": Пашинян в ООН
Впрочем, рассказывать про османизм и Геноцид здесь не стоит, об этом рассказано обстоятельно и не раз. Просто Бинали в очередной раз продемонстрировал ультимативность турецкой политики – или вы принимаете наши условия, или ничего не ждите. И такая политика, в числе других факторов, уже приводила турецкие государства к большим неприятностям, история это помнит.
Что касается Карабаха, то и по этому поводу предводитель турецкого хурала завел старую пластинку, хотя тоже прекрасно знает, что Карабах ни секунды не был в составе независимого Азербайджана, объявив о своем суверенитете по всем законам и правилам, действовавшим на тот момент. Ибо Карабах реализовал свое право на самоопределение 2 сентября 1991 года, на сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов. Референдум же, проголосовавший за независимость НКР, прошел 10 декабря 1991 года, до провозглашения 21 декабря 1991 года Алма-Атинской Декларации об официальном прекращении существования СССР.
То, что принцип права на самоопределение забывается турецкими политиками в ту секунду, когда это необходимо, очевидно. Очевидно и то, что слепота и склероз настигают их, когда разговор идет о праве народа на самоопределение, заметим, на собственной территории. Впрочем, что говорить об очевидном…
А в среду Эдуард Шармазанов вернулся в зал заседаний международного форума и вновь повторил, что Турция должна признать Геноцид армян в Османской империи, так как только в этом случае можно будет избежать новых преступлений.
"Я как представитель народа, спасшегося от Геноцида, выступая с этой трибуны, заявляю, что без признания прежних преступлений невозможно избежать новых", — сказал он.
Если Бинали готовился услышать что-то иное, то это его проблемы. Будь вопросы Геноцида и Карабаха столь прямолинейны, как их представляют – лишь в двух странах на всей планете, кстати, – над их решением не билось бы международное сообщество вот уже много десятилетий.
Потому что так, как в турецком хурале, думают только и только в нем. Ну, и еще в одном.