ЕРЕВАН, 12 окт — Sputnik. Режиссер Юсси Флемминг Бьорн – внук норвежской миссионерки, большого друга армянского народа, свидетельницы Геноцида Бодиль Катарины Бьорн. В Гюмри он приехал с определенной целью – найти здание, которое некогда служило сиротским приютом-больницей, где работала его бабушка.
Во время визита в Гюмри, отвечая на вопросы Sputnik Армения, Бьорн рассказал интересные подробности о жизни своей бабушки, а также о ее гуманитарной деятельности.
Бодиль Катарина Бьорн выучилась на медсестру в Германии. В 1905 году в составе "Организации женщин-миссионерок" она в качестве сестры милосердия отправилась в Османскую империю. Сначала работала в Харберде, затем – в Муше. Здесь она стала свидетельницей резни армян 1915 года. Будучи медсестрой, она ухаживала и спасала детей и женщин, оставшихся без крова.
В 1917 году миссионерка вернулась из Муша в Норвегию с двухлетним мальчиком по имени Рафаэль, которого она, по ее словам, усыновила. После крещения мальчика назвали в честь великого гуманиста Фритьофа Нансена.
"В дальнейшем этот мальчик и стал моим отцом", – рассказывает Юсси.
Книгу о спасительнице армян-сирот Карин Эппе издали на еe родине – в Дании>>
Бьорн с детства знал, что он наполовину армянин. Мать его была финкой. Вместе с тем, он считает себя и норвежцем.
В 1921 году Бодиль посетила Александрополь, основала сиротский приют, опекала там многих детей, оставшихся без родителей. Она также обучала местных жителей азам медицины. Поскольку там уже царили советские порядки, то сиротский дом, находившийся под опекой миссионеров, вскоре закрыли. Женщина вынуждена была уехать в Алеппо, где проработала девять лет.
В Музее-институте Геноцида армян хранятся документы с данными о деятельности норвежской миссионерки.
"До 15 лет я жил с бабушкой, так что очень хорошо ее помню. Она была очень хорошей женщиной, умерла в возрасте 89 лет. Бабушка много рассказывала о детях, ради которых отправилась в Муш, а затем – в Александрополь", — рассказал норвежский режиссер.
Бодиль говорила, что у каждого из этих детей была своя история и свой характер. Миссионерка все записывала в своем дневнике.
"Часто сравнивала меня с этими детьми, когда я шалил или, наоборот, когда вел себя примерно", — отметил Юсси.
По его словам, миссионерка до конца жизни не забывала об Армении. А в последние годы жизни старалась больше рассказывать о том, что произошло с армянами.
"Я скоро уйду, поэтому ты должна знать": Антония Арслан рассказала о деде-армянине>>
"Хочу найти в Гюмри здание, в котором моя бабушка основала приют. Надеюсь, что смогу найти, и его удастся превратить, например, в музей. Я нашел в национальном архиве несколько документов, которые, надеюсь, помогут мне выяснить судьбу этого здания", — сказал Бьорн.
Городские власти Гюмри обещают найти то историческое строение или хотя бы территорию, где норвежская сестра милосердия вела активную гуманитарную деятельность.