Ереванцы в общем – обыкновенные люди, транспортный вопрос только испортил их. Уж многие мэры пытались сделать что-то с этой напастью, да дальше обещаний дело не шло. Айк Марутян не оказался исключением, его не может не касаться эта проблема, да и то сказать – катастрофичности положения не видит только тот, кто по какой-то причине не выходит из дома.
Но речь сейчас не о ереванской транспортной безнадеге. Дело в том, что новый мэр не исключил увеличения платы за проезд. Скажете – как же так, ведь пять лет назад он был в рядах митинговавших против такого решения, в чем причина столь полярной перемены? Ну, это как раз понятно – тогда нужно было протестовать против "режима", вообще против любого решения властей, а сейчас-то зачем?
Правда, через пару часов Марутян прокомментировал свое утреннее заявление – в соцсети Facebook, согласно новой моде – и сказал, что его неправильно поняли и неверно интерпретировали его слова.
"Дорогие ереванцы, только заметил, что в сети распространяются новости о том, что я говорил о подорожании транспорта. Официально заявляю, что как пять лет назад, так и сегодня я против подорожания транспорта для граждан", — написал Марутян.
Странно, конечно, ибо есть видеозапись, в которой Марутян говорит именно и конкретно о возможном подорожании. Но – хорошо, мэр поразмышлял и решил, что он против, примем это к сведению, он просто был взволнован инаугурацией и нечетко выразил свои мысли.
Правда, опять получается, что хотели, как лучше, а получилось – как всегда. Ибо в беседе с журналистами Марутян приводил аргументы в пользу возможного повышения тарифов: на протяжении пяти лет, прошедших с 2013 года, то есть со времени тех "транспортных" общественных протестов, говорит Марутян, подорожало все, кроме проезда на транспорте. И это кажется ему удивительным.
Это не совсем логично, конечно, но удивительнее, что господин Марутян полагает, как это вытекает из его слов, будто в период с 2008 по 2013 год ничего не дорожало? Поэтому, значит, на фоне тогдашних "стабильных цен" протесты были обоснованными? Дорожало, очень даже дорожало, быть может, не такими резвыми скачками, как последние пять месяцев 2018 года, но тоже значительно. И дорожало опять же все, кроме транспорта, так что этот аргумент Марутяна критики не выдерживает.
Транспортный вопрос - позиция Айка Марутяна о тарифе на проезд немного изменилась>>
А дальше было совсем спасайся, кто может. Марутян предлагает решать этот вопрос – а еще и вопрос пресловутых "красных линий" – путем референдума. Марутян предлагает референдум и в своих ответах на вопросы, заданные ему в соцсети.
"Мы вместе должны решить это. К примеру, мы представим конкретный тариф, и гражданин будет решать — субсидировать рост проезда за счет государства (ресурсов мэрии) или платить из собственного кармана. В первом случае, понятно, что это будет делаться за счет какой-то другой программы или проекта", – отметил он.
Очень хочется надеяться, что это была такая артистическая шутка нового мэра. Потому что если вопросы городского хозяйства станут решать, например, домохозяйка Вардануш или бывший асфальтоукладчик, а ныне пенсионер Востока Зарзанд, то очень скоро в городском хозяйстве вопросов не останется, за отсутствием самого хозяйства. При всем уважении к Вардануш и Зарзанду.
Ибо если это всерьез и подобные вопросы мы отныне станем решать на референдумах, то можем распрощаться не только с городским, но и с госбюджетом. Новому мэру стоит обратиться к любому завхозу, который озвучит ему сумму, потребную для организации и проведения референдума в одном Ереване, не говоря уже о стране. Эта сумма вполне может покрыть субсидии из "ресурсов мэрии", и не придется покрывать расходы "за счет какой-то другой программы или проекта".
Хотя… Референдумы бывают разные, особенно у нас, и особенно в последнее время. Быть может, голосование в Facebook или, упаси господи, митинг на площади у нас теперь приравниваются к референдуму? Тогда тем более не надо огород городить – мэру достаточно озвучить свою точку зрения и считать, что за нее радостно проголосовал "народ" на площади. Итог такого "референдума" известен заранее, и не стоит ради этого опять перекрывать центр города, который и так в последнее время закрыт для проезда чаще, чем открыт.
"Транспортная мафия" в деле, или Почему ереванские маршрутки разваливаются>>
Позволю себе нескромность заметить, что вопрос транспортных тарифов, равно, как и "красных линий", и все подобные вопросы, решается не на референдуме. Созывается совещание с профессионалами – экономистами, транспортниками, специалистами по эксплуатации транспортных средств, с представителями Дорожной полиции даже и еще с другими людьми, которые работают в этой и смежных областях.
На этом совещании даются задания разработать и представить все "плюсы" и "минусы" всех вариантов решения. На основании профессиональных заключений, подкрепленных расчетами, а не выкриками на площади, выносится единственно возможное и правильное в имеющихся условиях решение.
Ну просто отчаянно хочется надеяться, что про референдум – это была шутка.