Что-то из городских символов было унесено временем, что-то потерялось в ходе естественного развития и модернизации столицы, иное ушло в небытие непонятно почему, по чьей-то злой воле или дремучести. Наверное, так бывает во всех городах. Просто мы воспринимаем свое близко к сердцу, а что у ереванца может быть ближе к сердцу, чем Ереван…
На месте памятника Шаумяну, который, кстати, и сам стал одним из новых символов города, стоял Никольский православный храм. Ему, большому и красивому, суждена была короткая жизнь – построен он был в 1910 году, из местного туфа, красного и черного, стало быть, для православного собора внешний вид был довольно оригинальным.
Да и в архитектурном плане Никольский храм был интересен – этакое смешение традиций русского и армянского церковного зодчества. Кстати, тогда уже думали о нередких в этих местах землетрясениях – конструкции собора укрепили железными сваями.
В частности, поэтому в 1926 году его сносили с трудом. Рушить церкви – вообще занятие богопротивное, неблагодарное и неприятное, эта же строилась на века, как и любой храм в Армении. Потрудились, попотели, повзрывали – снесли. Отдышались, утерли пот и поставили в 1931 году здесь памятник пламенному Шаумяну.
Еще одну церковь сносили немного подальше от Никольского храма, та называлась церковью Погоса и Петроса – Павла и Петра соответственно. Эта вообще-то была одной из старейших церквей, построенная в VII веке. После сильного землетрясения 1679 года от нее остались только стены, но век спустя церковь была полностью восстановлена.
А вот катастрофа, сознательно устроенная людьми, стала для этой древности фатальной – ее стерли с лица земли в 1931 году, построив на ее месте – правильно, угадали – новый символ Еревана, кинотеатр "Москва".
Ереванский Дворец молодежи, что стоял на склоне Канакерского холма и назывался в народе "Кукурузой" по причине внешнего сходства с початком, украсил собой город в 1981 году. Популярность его была огромной – туда ходили заключать браки, посидеть в кафе и ресторанах, потанцевать на дискотеке, а гостиница, в нем размещавшаяся, вовсе не была приоритетным учреждением.
Дворец молодежи, снесенный в 2006 году, стал одним из тех сооружений, уничтожение которых необъяснимо до сих пор – пустырь остался, проводились конкурсы на застройку, один выиграл даже всемирно известный японский архитектор, но осиротевший холм так ничем и не украсился.
Памятник Ленину на одноименной – центральной – площади армянской столицы был не чета десяткам тысяч других памятников вождю, разбросанным по огромной территории Советского Союза. Это было, без натяжек, произведение искусства от знаменитого Сергея Меркурова, и поступать с ним так, как поступили, было недопустимо. Впрочем, немало недопустимого творилось в переломные времена – что в горячую пору советизации, что в первые годы независимости.
Некоторые значимые места и здания армянской столицы сейчас существуют при реальной опасности уничтожения. Среди них, например, стадион "Раздан", ветшающий и разрушающийся на глазах свидетель славной спортивной истории Армении. Там сейчас и ярмарки-то толком нет, стоит сиротливо огороженный гигант, поливаемый всеми дождями и продуваемый ветрами…
Ереванский квартал Конд – колоритный, с кривыми улочками и старыми домами. Тихий, безропотный, но – с достоинством, уход Конда – это уже неизбежная дань современности. Развитие городской инфраструктуры не могло не привести к обновлению и переменам – другое дело, что работы по новой застройке должны были вестись с умом. Но последнего элемента в градостроительстве нам в последнее время очень часто не хватает.
То же самое и со старым зданием аэропорта "Звартноц". Его снос был предотвращен благодаря энергичному вмешательству общественности, но, несмотря на это, судьба уникального сооружения висит на волоске. Собственнику аэропорта старое здание экономически невыгодно, оно требует больших расходов, и с точки зрения бизнеса понятно стремление от него избавиться. Остается надеяться, что в этой жизни еще не все подчинено интересам бизнеса.
Как ни пытайся описать достопамятные места и сооружения родного города, тем более, такого оригинального и самобытного, как Ереван, полной картины не получится. А если сделать приближение к полноте, то затея грозит вылиться в многотомный труд, ибо то и дело всплывают новые факты, подробности и детали, без которых, как кажется, не обойтись.
Лучше всего, конечно, предпринять экскурсию по Еревану, растянутую на два-три дня. Вот хотя бы в дни празднования юбилея столицы.