Драма вокруг русского драмтеатра в Армении, или Как появился неприятный осадочек

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкТеатральная сцена. Архивное фото
Театральная сцена. Архивное фото - Sputnik Армения
Подписаться
Похоже, скандалы и громкие истории стали в последнее время модными настолько, что раздуваются порой из ничего. Теперь вот поднялся шум по поводу Ереванского русского драмтеатра им. Станиславского.

Появились даже слухи, что Минкультуры намерено ликвидировать театр – мол, в Армении русский театр не нужен.

Для Русского драматического театра имени Станиславского в Ереване трудные времена начались после кончины худрука Александра Григоряна. Александр Самсонович десятилетиями руководил русским театром, авторитет его был непререкаем, и ничего удивительного, что с его уходом очаг культуры оказался в стадии безвременья, из которого нужно было выходить.

Директор русского драматического театра имени Станиславского Фред Давтян - Sputnik Армения
Назначен новый худрук театра Станиславского в Ереване — труппа разделилась на два лагеря

Процесс поисков нового худрука несколько затянулся, но, быть может, это лучше, чем принимать поспешное решение, о котором будут потом жалеть все. Верно и то, что за это время репертуар обеднел, ставились постановки по произведениям, оставляющим желать лучшего с точки зрения качества драматургии, а в результате театр, и раньше нечасто игравший при аншлагах, катастрофически растерял зрителей.

С этим надо было что-то делать, и выбор пал на режиссера Карена Нерсисяна, долгое время работавшего в Москве, но согласившегося вернуться в Ереван, чтобы помочь русскому драматическому. Во вторник свое решение огласил директор театра Фред Давтян.

Давтян выбирал между двумя режиссерами – Кареном Нерсисяном и Суреном Шахвердяном.

"У меня есть сомнения, однако мне кажется, что мой шаг будет правильно воспринят. У Нерсисяна есть то, что нужно театру. Он понимает основы психологического театра – это мне ближе", — сказал Давтян.

Директор отметил, что мнения в труппе разделились, но поскольку последнее слово оставалось за ним, как за директором, то он принял то решение, которое посчитал правильным.

© Sputnik / Asatur YesayantsПресс-конференция директора русского драматического театра им. Станиславского Фреда Давтяна (16 октября 2018). Еревaн
Драма вокруг русского драмтеатра в Армении, или Как появился неприятный осадочек - Sputnik Армения
Пресс-конференция директора русского драматического театра им. Станиславского Фреда Давтяна (16 октября 2018). Еревaн

Что ж, время покажет, прав ли был директор театра, а пока нужно, как сегодня принято говорить, дать время Нерсисяну поработать. А работать нужно над многим – репертуар, качество постановок, привлечение публики…

Неоднозначная реакция труппы на назначение Нерсисяна – это нормально: так в творческом коллективе и должно быть. А теперь новый худрук должен доказать свою правоту сомневающейся половине, и, если это ему удастся, то театр только выиграет.

Наряду с этими внутритеатральными процессами имел место еще один, причем крайне неприятный. Некоторые СМИ растиражировали панический и совершенно ничем не обоснованный материал одного из порталов, в котором повествовалось, будто русский театр в Армении будет уничтожен, а министерство культуры как раз и занято этой задачей. Все это, разумеется, подавалось под соусом якобы "антироссийской направленности" новых властей.

При этом было использовано имя другого претендента на должность худрука – Сурена Шахвердяна: мол, он и заявлял о том, что русского театра в Армении быть не должно, и именно его кандидатуру "проталкивал" Минкульт.

Артисты русского драмтеатра – те, с кем удалось побеседовать – все утверждают, что до сей поры ни секунды не чувствовали предвзятого отношения к театру, а уж тем более не ощущали, что его собираются закрыть. Более того, заслуженный артист Роберт Акопян назвал такие мысли "глупостью".

"Это глупость. Никто и никогда не намеревался закрывать театр, и уж тем более министерство культуры. Для чего было все это выдумано, я не знаю, но история неприглядная", — сказал Акопян.

Трудно не согласиться насчет неприглядности. От себя добавлю, что, вольно или невольно, но авторы этой выдумки стали авторами провокации, слава богу, не имевшей серьезных последствий. Но осадочек, как говорится, остался.

Президент Международного фестиваля HIGH FEST Артур Гукасян во время брифинга спектакля Хиты Бродвея в театре Сундукяна (1 октября 2018). Еревaн - Sputnik Армения
Качество Бродвея по-русски и грандиозно: питерский театр "захватит" сцену в Армении

Те из артистов, кто знаком с высказыванием Шахвердяна о том, что, якобы, "русского театра в Армении не должно быть", утверждают, что эти слова не только вырваны из контекста, а еще им придан противоположный смысл. На самом деле Шахвердян говорил о том, что русский театр не должен существовать в своем нынешнем состоянии – неопределенном, беспомощном, ослабленном, с туманными творческими перспективами. О том, что он должен возродиться.

И если Шахвердян говорил именно это, как же с ним не согласиться?

Оставим тех, кому зачем-то нужно было создать много шума из ничего – их мотивы неинтересны тем более, что в принципе понятны. А вот если эти домыслы станут дополнительным стимулом для нового худрука и творческого коллектива к выправлению положения – вот это будет замечательно.

Работы, конечно, уйма – если заниматься настоящим делом. Но мы, зрители, народ терпеливый, мы подождем с надеждой, что русский театр в Ереване предстанет в новом, лучшем виде.

Лента новостей
0