Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
В последнее время участились случаи незаконного перехода государственной границы Армении. Чаще всего нарушают турецкий участок границы – то юноша пошалил, то пастух забрел, то афганцы или бангладешцы появятся. Какие принимаются меры, и есть ли повод для беспокойства, объясняет подполковник запаса погранслужбы ФСБ России Лев Азатханян.
Утро среды началось с очередного сообщения о нарушении Государственной границы Армении. Пресс-служба Пограничного управления ФСБ России в Республике Армения сообщила, что при попытке незаконного пересечения государственной границы из Армении в Турцию задержана группа неизвестных, по предварительным данным – выходцев из Южной Азии.
Так что, границу переходят не только из Турции к нам, но и в противоположном направлении – последнее, впрочем, регистрируется несравнимо реже. А вообще в последнее время на армяно-турецкой границе наблюдается повышенная активность. Только за последние три дня задержаны шесть человек.
Подполковник запаса погранслужбы ФСБ РФ Лев Азатханян про охрану государственной границы знает не понаслышке. С 1979 года, почти четыре десятилетия, он служил на советско-турецкой, а затем на армяно-турецкой границе. Для профессионала такого уровня и с подобным богатым опытом, кажется, секретов быть не должно, но Лев Эдуардович говорит, что граница – материя очень тонкая и прихотливая, любой инцидент уникален, и каждый раз необходимо реагировать сообразно новой ситуации.
В том, что последние недели отмечены большим, чем в среднем, количеством попыток перехода границы, опытный пограничник ничего особенного не видит. Азатханян говорит, что всплески активности случаются периодически, и далеко не всегда связаны с политическими обстоятельствами.
Конечно, считает Лев Эдуардович, внутриполитическая обстановка в граничащих странах накладывает свой отпечаток и на будни пограничников. Всплески активности были и после достопамятной попытки "переворота" в Турции, они случаются каждый раз, когда происходит обострение курдско-турецких противоречий.
В связи с процессом смены власти в Армении внутриполитическая жизнь страны уже несколько месяцев испытывает стрессы. И здесь нельзя исключать определенных попыток прощупывания почвы турецкой стороной, поиски слабых мест на армянском участке.
Впрочем, отмечает Азатханян, дело пограничников – задержание нарушителя, а выяснять, кем этот нарушитель является и по какой причине он перешел границу, полагается другим органам.
Пограничники передают задержанных правоохранительным органам Армении и вновь отправляются ловить нарушителей. И здесь, утверждает Лев Эдуардович, неоценима помощь местного населения – она была всегда, начиная с самых трудных дней становления системы охраны границы в первые годы независимости Армении. За что пограничники сельчанам глубоко признательны.
Российские пограничники задержали гражданина Турции: пытался пересечь границу с Арменией>>
Охрана границы – дело серьезнейшее и крайне ответственное, говорит Азатханян, и в основе лежит советская система, никогда не дававшая сбоя и признанная лучшей и образцовой во всем мире. Технические средства постоянно обновляются и модернизируются, проводится обучение личного состава, и можно утверждать, что границы Армении с Турцией и Ираном охраняют настоящие профессионалы.
Хорошо охраняемая граница – удовольствие дорогое, но расходы делятся поровну между государственными бюджетами Армении и России, и две страны в равной мере несут и материальную, и моральную ответственность. Погранвойска – это рабочие места и для местных жителей, и для контрактников. Граждане Армении составляют подавляющее большинство среди пограничников – рядовых, сержантов и прапорщиков.
А что касается нарушений госграницы, пусть даже участившихся и ставших чуть ли не ежедневными, то Азатханян не находит здесь поводов для тревоги. Он уверен, что его коллеги надежно стоят на страже армянских границ и любой нарушитель будет отслежен и задержан.
Периоды активности сменяются относительно спокойными, но пограничникам от этого не легче: они постоянно начеку, им просто нельзя снижать уровень бдительности. Так было всегда и так будет, пока к охране государственной границы само государство подходит со всей серьезностью и ответственностью.