ЕРЕВАН, 27 окт — Sputnik, Нана Мартиросян. Дирижер из Франции Дебора Вальдман выступит в Ереване с Государственным камерным оркестром Армении 28 октября.
В программе — произведения Густава Малера и Вольфганга Амадея Моцарта.
В беседе со Sputink Армения Вальдман призналась, что к этим композиторам питает особую слабость и будет с большим усердием работать для армянского зрителя.
С собой Дебора увезет не только сувениры, но и эмоции, и много-много прекрасных воспоминаний.
"Мне так легко, так приятно работать с армянскими музыкантами. Мы понимаем все с полуслова. Люди здесь настолько открытые и теплые, что невольно чувствуешь себя как дома", – сказала она, пообещав реализовать в Армении еще один музыкальный проект.
Дирижер рассказал, что недавно выступала с сопрано армянского происхождения, которая ее серьезно впечатлила. Еще раньше пересекалась с талантливым пианистом армянского происхождения Жан-Полем Гаспаряном, с которым, поделилась небольшим секретом Дебора, намерена организовать "что-то интересное".
Вальдман очень много путешествует. Она входит в число немногих женщин- дирижеров, добившихся мирового признания. Хотя сама Дебора относится к этому спокойно: ее мама тоже руководила оркестром и брала дочь на репетиции с самого детства. На выборе профессии это точно отразилось, уверена она.
"Я играла на флейте и всегда была среди музыкантов. В Аргентине никогда не чувствовала никакой дискриминации, но когда приехала в Париж, вдруг осознала — "вау, я женщина", – рассказала она.
Многие мужчины отказывались видеть в ней профессионала, что приводило иногда к проблемам в работе.
В 17-лет Деборе мама пообещала, что разрешит ей дирижировать, если зритель потребует выйти на бис. Она весь вечер с нетерпением ждала этого момента, но "биса" не дождалась. Спустя четыре года Дебора впервые встала за дирижерский пульт, но на этот раз в качестве ассистента всемирно известного Курта Мазура.
"Жить вместе": концерт к саммиту Франкофонии в Ереване — зрелище мирового масштаба – видео>>
К нему она попала не случайно, а благодаря своему упорству. После двух безответных резюме, она решилась лично передать его организаторам кастинга на место ассистента дирижера.
Спустя три месяца ее пригласили на кастинг, и Дебора стала помогать Мазуру. Именно благодаря этой работе ей посчастливилось познакомиться с дирижерами мирового масштаба - Риккардо Мути, Бернардом Хайтинком, Колином Дэвисом. Но своими учителями она все же считает Мазура, Яноша Фюрста и композитора Микаэле Левинаса (сына философа Эмманюэля Левинаса). Именно они научили ее проникаться музыкой, чувствовать каждой клеточкой.
"Можно долго спорить о том, нужно ли музыку понимать или чувствовать, или какова ее цель и предназначение. Но я считаю, что музыка — это душа, а душа у каждого своя", – сказала музыкант.
Дебора Вальдман родилась в Сан-Паулу в Бразилии. Училась музыке в Израиле, потом в Аргентинском католическом университете в Буэнос-Айресе. В 2012 году переехала в Париж, чтобы совершенствовать свои навыки.
Она известна своей тягой к консерватизму в музыке и неожиданным репертуаром.