В четверг на специальном заседании Национального Собрания Армении Никол Пашинян заявил: "Мы с уважением относимся к заявлениям и национальным, государственным интересам каждой страны, однако у Армении свои национальные и государственные интересы, она опиралась, опирается и продолжит опираться на эти интересы".
Сказано это было по поводу армяно-иранских отношений: советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в ходе недавнего визита в Ереван заявил в интервью "Радио Свобода", что США намерены оказывать максимальное давление на Иран.
Собственно, это стремление американцев было ясно и без интервью Болтона, и именно эта беспардонная цель была одной из заглавных в его турне по Южному Кавказу. Однако в Ереване Болтон получил вежливый, но четкий отказ.
Пашинян, комментируя заявления Болтона, отметил, что Армения имеет свои государственные и национальные интересы, которые не всегда могут совпадать с интересами других стран. Правительство Армении и сейчас, и впредь будет руководствоваться собственными интересами.
Глава МИД проявил профессиональную осторожность по Ирану, в отличие от Пашиняна — Ашотян
Иранские источники, по информации заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, сообщают, что во время состоявшейся в четверг встречи и.о. министра иностранных дел Армении Зограба Мнацаканяна с послом Ирана в Армении Сейедом Касемом Саджади, посол (об этом не сказано в официальном сообщении) передал Мнацаканяну благодарность главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа.
Зариф поблагодарил армянского коллегу за решительную и дружественную поддержку, и, видимо, в устах иранских дипломатов эти слова – выражение высшей степени признательности. За то, что по-настоящему дружественные отношения не подвержены никакой политической конъюнктуре, несмотря даже на сильное давление сверхдержав.
Как утверждает Пашинян, американская сторона с уважением и пониманием отнеслась к такой позиции Армении. Если это действительно так, если выражение "понимания" американцами было не просто дежурным дипломатическим ответом, то это очень хорошо. Есть, правда, сомнения в искренности американской стороны – попытки давления, скорее всего, продолжатся.
И здесь армянским властям нужно оставаться принципиальными, на заявленной позиции. Скажем честно: были опасения, что Ереван уступит давлению Вашингтона, и хорошо, что эти опасения не оправдались. А первый раунд давления Болтоном Ереван выдержал. За что ему честь и хвала.
Примечательно, что в армянском медиапространстве появились слова Пашиняна о том, что иранская и грузинская границы могут быть при определенных условиях закрыты. Слова были выдернуты из контекста и поданы, как, якобы, допущение Пашиняном того, что Ереван может закрыть границу и Ираном – это вызвало немало возмущения.
"Армяно-иранская граница, к примеру, может де-факто закрыться из-за отношений Ирана и США, а также сложной геополитической ситуации. Граница с Грузией также может закрыться из-за плохой погоды или геополитической ситуации. То есть, получится, что Армения – это остров без моря, и как нам быть?" – привел Пашинян собственные слова, сказанные им в разговоре с неназванным "очень опытным" дипломатом. Слова, призванные объяснить собеседнику геополитические проблемы Армении.
Это цитирование Пашиняном самого себя дало повод озвучить обвинения в уступках американцам и предостережения об опасности недружественных шагов в отношении соседей. На самом деле, если беспристрастно прочесть даже лишь приведенный абзац, то ясно, что никаких намерений закрывать границу у Пашиняна нет.
Даже наоборот. Ибо Пашинян заявил: "Почему все смирились с мыслью о том, что Турция должна закрыть границу с Арменией, но не могут смириться с тем, что Армения не должна закрывать границу с Ираном? Я хочу понять, откуда берется такая логика? Кто-то считает, что он настолько суверенен и самостоятелен, что может отстаивать свои национальные интересы, а Армения – нет? Если кто-то так считает, то он ошибается".
В том, что эти слова удостоились благодарности Тегерана, нет ничего удивительного. Немного странно, что у нас была сделана попытка исказить смысл – такими методами вбить клин в армяно-иранские отношения не удастся, а иную цель трудно представить.
Впрочем, важно не то, кто и зачем вырывает фразы из контекста. Важно остаться на принципиальных позициях – попытки пошатнуть их, к сожалению, почти неизбежны, и здесь нужна крайняя внимательность и осторожность.