Алексей Стефанов, Sputnik
Советский и французский певец армянского происхождения Жан Татлян называет себя человеком мира, и это не преувеличение. Он родился в греческих Салониках, его родители вскоре репатриировали в советскую Армению, в Ереван. Он жил в Киеве, Сухуми, Ленинграде. Эмигрировал во Францию, где провел двадцать лет, поработал в США. В 1990-х, приехав на гастроли в Россию, обнаружил, что его не забыли, что концерты проходят при полном аншлаге и перебрался на постоянное место жительства в Санкт-Петербург.
На Родину – в Советскую Армению
Родители Жана Татляна, как и тысячи армян, оказались в Греции, спасаясь от геноцида в Османской империи (ныне Турция). Но, когда Жану было пять лет, семья решила переехать в Армению.
"У моего отца в Греции была фабрика и свой магазин, мы жили богато. Но он был большим патриотом – помнил о своем происхождении, растил нас в национальных традициях. И когда в 1947 сталинская пропаганда позвала всех армян в Советскую Армению, он принял решение ехать. За копейки продал бизнес в Салониках, и мы оказались в Ереване. Но вместо процветающей Армении, где все, как нам говорили, было в изобилии, мы оказались в республике, где не было ничего – нельзя было купить даже хлеба", - рассказывает Жан Татлян.
Контраст после Греции был колоссальным. Пришлось приспосабливаться к новой жизни.
"Тогда отец и сказал мне фразу: ты родился армянином, будешь жить армянином и умрешь армянином, — только подальше от Армении", - говорит певец.
После Еревана семья Татлян перебралась в Сухуми, "потому что там море, а его нам очень не хватало после Греции". Окончив эстрадно-цирковое училище в Киеве, Жан Татлян в 1961 году стал солистом Государственного джаза Армении, и снова встал вопрос, где строить карьеру дальше.
Не любил эту новую демократию, или Великий океан Соса Саркисяна>>
Уничтожить и забыть
"Мне хотелось давать сольные концерты, а тогда в Советском Союзе это было возможно только в трех городах — Киеве, Москве и Ленинграде. И я выбрал Ленинград — город, в который влюбился с первого взгляда, и где живу сегодня", - поясняет Татлян.
Карьера Жана развивалась стремительно. Среди шлягеров, которые он пел в те годы, — "Лучший город земли". Но в 1971 году Жан Татлян бежал на Запад, попросив политическое убежище во Франции, и советская власть постаралась удалить все упоминания о нем.
"Да, я был первым исполнителем этой песни Арно Бабаджаняна. Спустя год или два после меня ее спел Муслим Магомаев, но поскольку я уже был враг народа, все забыли об этом, и до сих пор говорят, что первым исполнителем якобы был он", - возмущается Татлян.
И добавляет, что после его отъезда в Париж пластинки с песнями Татляна было приказано изъять из всех архивов. Впрочем, часть записей, благодаря самоотверженности работников радио и телевидения, удалось сохранить.
Певец и ресторатор
В Париже Жан Татлян быстро понял, что на одном исполнении песен далеко не уедешь и недалеко от Триумфальной арки открыл свой ресторан-кабаре со старорусской и французской кухней, который назвал "Две гитары".
"Ко мне стали приходить звезды — частым гостем были Шарль Азнавур и Жорж Гарваренц. В дуэте они написали много песен: Шарль слова, Жорж — музыку. Были у меня Мишель Морган, Мишель Мерсье, Лайза Минелли, Энтони Куинн и многие другие. А вот люди из Советского Союза опасались заходить – меня же КГБ объявил врагом", - говорит он.
В России впервые после отъезда певец оказался в начале 1990-х – приехал в Санкт-Петербург и дал несколько концертов. К удивлению Татляна, всякий раз зал был полон. Следующие гастроли снова прошли при полном аншлаге. Тогда Жан решил вернуться в Россию и поселился в пригороде Санкт-Петербурга.
"С Арменией я поддерживаю связь, но приезжаю нечасто. Из близких там никого не осталось, только друзья. Немного слежу за политическими процессами и не могу понять, почему страна с таким немногочисленным населением не может жить дружно. Они постоянно между собой грызутся – это ужасно, слов нет..." - говорит Татлян.
Сейчас певец продолжает давать концерты, пишет песни, но обратил свое хобби — любовь к кухне — в бизнес.
"Я создал новый продукт, которому нет аналогов ни в России, ни в мире. Это "Сухие соусы". В их состав входит от десяти до двадцати ингредиентов — специи, пряности, фрукты, злаки. Достаточно смешать это все со сметаной или томатным пюре и получается первоклассный соус", - хвалится своим новым увлечением певец и с выражением цитирует слоган: "Автор-создатель Жан Татлян, сухие соусы, мелодии вкуса".
Объездив весь мир, он признается, что сегодняшняя жизнь певца и кулинара его вполне устраивает. Он, наконец, окончательно осел и точно знает, о каком лучшем городе земли когда-то пел. "Да простят меня москвичи, но лучшей город земли – это не Москва, а Санкт-Петербург. По крайней мере, для меня точно", - уверенно говорит Жан Татлян.