Арам Гарегинян, Sputnik Армения.
Территория Армении богата потухшими и спящими вулканами. В Сисианском регионе вулканическая деятельность прекратилась недавно (4-5 тысяч лет назад): по геологическим меркам это – минуты. Ведь, согласно некоторым версиям, и название "страна Наири" означает "огненная страна".
В советское время в Армении велась активная разведка горячих подземных очагов. Особенно перспективными считались территории на юге страны, в Сисианском регионе. Здесь давно известен источник "Джермахпюр", на несколько километров юго-восточнее Джермука. Температура воды здесь круглый год держится на уровне 32-34 градусов тепла по Цельсию.
В советское время здесь велись детальные геофизические исследования. В начале 80-х провели даже дорогостоящую взрывную сейсморазведку. Выяснилось, что на довольно большой глубине ударные волны от взрыва "глушились". А значит, они встречали на своем пути расплавленное вещество.
"На таких глубинах это может быть только неостывший вулканический очаг", - говорит Гарик Бабурян, руководивший на Джермахпюре геофизической разведкой.
Испанцы подняли "каравеллы" в горы Армении: новый проект чистой энергии>>
Такой метод разведки - "сейсмическое просвечивание" - на Джермахпюре применили впервые в Армении.
"Для сравнения добавлю, что точно таким же способом нашли подземный неостывший очаг для Мутновской ГеоЭС. Теперь там построена самая крупная геотермальная электростанция России", - добавил Бабурян.
А какой температуры породы могут быть в Джермахпюре на глубине?
Дальнейшая разведка выяснила, что на глубине пяти километров здесь находится "точка Кюри" – температура, при котором ферромагнетики становятся парамагнетиками. Для разных веществ она разная, но учитывая горные породы данной местности, речь идет о тысяче с лишним градусов. И если на пяти километрах может быть порядка тысячи градусов, то в интервале 1,5 – 3 км можно говорить минимум о 150-300 градусах.
Говоря о Камчатке, добавим: Мутновская ГеоЭС значительно сократила зависимость полуострова от тепловых станций, то есть – от мазута, который приходилось завозить с "большой земли" танкерами, за тысячи километров.
Камчатка – далеко от "большой земли", Армения – слишком близко от большой политики. Поэтому, как бы в республику ни шли энергоресурсы, лучше иметь и местные. Тем более, в холодном Сисианском регионе, где зима длится по пять месяцев.
Энергосфера Армении не может быть в единоличном управлении - Пашинян>>
По результатам исследований, Институт геофизики и инженерной сейсмологии (ИГИС) НАН Армении выявил геофизическую модель участка "Джермахпюр". На основе интерпретации полученных материалов была построена геологическая модель разреза среды (см. рис. автор Г.Бабурян) для перспективного участка. Были указаны координаты для разведочной скважины. Ученые ожидали найти на глубине в 2,5 км неостывший очаг.
Бабурян – один из опытнейших геофизиков Армянской ССР и независимой Армении. Несколько десятилетий он руководил поисковыми работами в Зангезурском рудном регионе, он автор более двадцати геологических отчетов. В 2000-е годы Бабурян возглавлял отдел подземных энергетических ресурсов в министерстве энергетики и природных ресурсов и являлся главным консультантом исследований на Джермахпюре.
"Если бы на глубине нашли горячий очаг и энергоноситель (горячий пар), то предполагалось построить электростанцию на 20 мегаватт", - говорит Бабурян.
Ресурс, конечно, меньше, чем в Исландии или на Камчатке. Но с другой стороны, здесь не нужно тратиться на топливо. И через восемь лет (во столько оценили окупаемость станции) она бы работала практически бесплатно.
Чтобы пробурить скважину, в 2006 году подали заявку на грант Всемирного банка. В 2006 году заявку одобрили и выдали три миллиона долларов.
Но… "Была тебе любимая, а стала мне жена". Получив эти данные, правительство неожиданно решило отдать эту территорию частному субъекту. Им стал армянский миллиардер из Аргентины Эдуардо Эрнекян. Решением правительства N 1586, он получил участок бессрочно (хотя обычно участки недр под разведку выдают максимум на пять лет). За десять лет бизнесмен обязался построить здесь электростанцию (одну или несколько). Но за 12 лет ничего сделано не было. Удивительный контраст с его виноградниками в Армении, которые разбили на голой земле, среди камней, и где теперь производят вино на экспорт.
"Неприкрытая" цена на газ в Армении: о чем идут переговоры с Россией>>
"Но как бы то ни было, самый перспективный участок для нас закрыли. А Всемирный Банк почему-то согласился финансировать новую разведку, почти с нуля и с неясным результатом. И поручил это иностранным компаниям, абсолютно не знакомым с геологическим строением региона. А скважину, даже две, пробурили на другом участке, который был изучен гораздо слабее. А когда первая скважина не дала желаемого результата, на том же месте (всего за 400 метров) пробурили вторую, и снова безрезультатно", - констатирует Бабурян.
"О, тепленькая пошла!"... Неизвестно, на что рассчитывали правительство, миллиардер и Всемирный банк, но "тепленькая" так и не пошла.
Ресурс, конечно, не испарился, но "испарилось" время.
На севере Ирана (продолжение той же тектонической структуры), у горы Сабалан, нашли ресурс подземного тепла. Теперь здесь уже несколько турбин, которые вырабатывают электричество. И это в Иране, с его миллиардными ресурсами газа и нефти. А в Армении, со скудными ресурсами энергии, власти добровольно потеряли двенадцать лет.
Но буквально в последние недели у этого невеселого сценария забрезжило продолжение. Эрнекян сдал участок обратно, а Фонд возобновляемой энергетики (курируемый Минэнерго) открыл его для заинтересованных инвесторов.