Внеочередные парламентские выборы в Армении имеют одну-единственную цель, ради которой они и затевались – оформить победу сил, пришедших к власти в результате весенних событий. Цель эта, вне всякого сомнения, будет достигнута, а вот дальше…
А дальше уже придется работать, и уже без спасительной возможности апелляции к "бывшим", без экскурсов в "ужасное прошлое", работать с листа и без опыта, в условиях, когда результаты правильных действий проявляются лишь спустя время, зато ошибки подхватываются оппонентами немедленно и критикуются беспощадно.
Вот эта работа и будет иметь решающее значение для самой Армении и немалое воздействие на регион Южного Кавказа. Это только кажется, что весенние события и нынешние выборы – дело исключительно внутриармянское, на самом деле их воздействие в той или иной мере ощутимо, как минимум, в двух других странах региона.
Уже хотя бы потому, что регион – крошечный, и любые более или менее значительные события, происходящие в одной из трех стран, его образующих, обязательно откликаются эхом в двух других. Особенно, если учесть достаточно непростые отношения внутри этого региона.
На международном "круглом столе" по теме "2018: Переломный год для Южного Кавказа?", который завершился во вторник в Ереване, президент Научного общества кавказоведов, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук Александр Крылов рассуждал, в том числе, и об этом.
Чем он лучше остальных? В команде Пашиняна отреагировали на призыв Саркисяна>>
Так, Крылов считает, что в случае, если новые власти и предлагаемая ими модель проявят свою эффективность, обеспечив стабильное развитие Армении, то это непременно станет стабилизирующим фактором в масштабе региона.
"В противном случае, стоит ожидать роста дезинтеграционных тенденций не только в Армении, но и во всем регионе Южного Кавказа", — говорит он.
Тот же Азербайджан – у Баку, без сомнения, были немалые надежды, что внутриполитическая ситуация в Армении будет стремительно ухудшаться, возможно, вплоть до хаоса в какой-то момент. Какие действия предпринял бы восточный сосед Армении в этом случае – догадаться нетрудно.
Этого, по счастью, не произошло, и теперь и в Баку, и в Тбилиси (здесь по совершенно иным причинам, конечно), да и в других местах выжидают, чем все закончится. Однако именно потому, что внутриармянские дела хоть и не носят штормового характера, но от олимпийского спокойствия тоже далеки, наблюдателям приходится постоянно вносить коррективы в свои выводы.
Долгосрочные прогнозы сейчас невозможны, поэтому приходится ждать, как начнет действовать новая власть, уже прошедшая через этапы революционного задора и внеочередные выборы. Власть эта уже, можно считать, вступила в третий этап, самый трудный и для многих неподъемный: период практического управления государством.
Либо этот этап (который легким не бывает по определению) новая власть будет проходить относительно успешно, либо она не справится, и тогда страна войдет в очередную зону турбулентности. Сейчас, пока мы не вышли толком из первой, говорить о второй не приходится, но иметь в виду ее неизбежность при определенном раскладе необходимо.
Стабильность и предсказуемость внутриполитических ветров в Армении диктует ее соседям одну линию поведения, и совсем другую – раздрай, раскол и непримиримая борьба.
"Вы опошляете избирательный процесс": Саркисян предложил Пашиняну выйти "один на один">>
Во-первых, нужно принять меры, чтобы резонансные волны от этого самого "раздрая" не докатились до твоих берегов. Во-вторых, каждый станет искать в такой ситуации свою выгоду – а вот здесь уже каждый сам себе хозяин.