Я, конечно, не могу назвать прямых виновников трагедии (оставим стихию в покое), но рискну назвать другие причины произошедшего. Самолеты будут падать, корабли тонуть, дома рушиться, автомобили переворачиваться до тех пор, пока пилоты, капитаны, строители, водители и целая армия связанных с такими делами людей не станут дотошно, до последней запятой выполнять все имеющиеся на сей счет предписания.
Действовать не рассуждая, без "творческого" огонька, по тысячекратно проверенным лекалам, по раз и навсегда испытанным предписаниям, да, автоматом, да, въедливо, если хотите - тупо, но делать именно то и так, как должно.
Кто спорит: самолеты будут падать, корабли тонуть, дома рушиться, а автомобили переворачиваться и дальше. Но уже намного меньше.
Потому что, если баки самолета должны быть заправлены, к примеру, пятью тоннами керосина, то в них и должно содержаться ровно пять тонн и ни каплей меньше. Недолив приводит к недолету. В некоторых, конечно, случаях. Но кто может этот случай предвидеть?
Бузова, Водонаева и "тренинги" Насти Рыбки: как ученые в Армении проигрывают "бой" за умы>>
Знаете, почему "Титаник" врезался в айсберг и потонул? Еще и потому что один из помощников капитана, оставшись на берегу, забыл передать ключ от сейфа, в котором лежали бинокли для впередсмотрящих (проверять, где что лежит перед рейсом не стали), и ледяную гору моряки увидели слишком поздно. А еще спасательных шлюпок на корабле было вдвое меньше, чем полагалось по инструкции: зачем, корабль считался непотопляемым, а еще сигнальных ракет красного цвета не оказалось, стреляли белыми, а белый не цвет беды… Одна "мелочь", другая и вот уже беда.
Когда еще со времен советской Армении и по сей день водителям и пассажирам твердят: "Пристегивайтесь ремнями безопасности!", а мы на это плюем, то кого винить, если уезжаешь в добром здравии, а возвращаешься калекой.
Нас убывает не только из-за тяжелой жизни в стране, но и автокатастроф на дорогах. Мы - не Китай и не Индия, где счет проживающим идет на миллиарды, мы малочисленны по населению и преступно беспечны к себе самим.
Землетрясение в Армении унесло так много жизней не потому что было в семь баллов из восьми возможных, а еще и из-за того, что лучшая цена массовому жилищному строительству того времени - "тройка" с минусом: то цемента в раствор не докладывали, то металл сваркой не прихватывали, то вместо четырех проектных этажей лепили все шесть. Да еще некондиционными панелями.
Правильно, повалилась и часть домов добротной индивидуальной постройки. Но, во-первых - часть, а, во-вторых, с кого спрашивать, когда сами себе строили?
"Крестный отец" из Армении: легендарный вор в законе Сво Раф всегда ударял первым>>
Встаньте на красный свет у уличного перехода, осмотритесь, пока загорится зеленый: самострой, к которому привыкли, ужасает. Он уродлив не только с позиций архитектурной эстетики, он смертельно опасен с точки зрения устойчивости. Если завтра, не дай Бог тряхнет по серьезному, все эти самодеятельные надстройки, пристройки, застройки повалятся как картонные домики.
Немецкий "Der Spiegel" опубликовал недавно рейтинг стран, в которых наиболее высока вероятность гибели людей в результате стихийных бедствий. Самыми опасными были признаны острова Вануату, Тонга, где людям грозят землетрясения, цунами и ураганы. Самыми безопасными признаны Саудовская Аравия, Монголия и Канада. Нас нет ни в том, ни в другом списке, но у нас был Спитак и мы, и весь мир узнали, что это такое.
Прошло тридцать лет. Раны еще не долечены, но и уроки не извлечены. Поминая погибших, будем помнить: недосмотр, недодел, недобор или перебор одних оборачивается, как правило, неприятностями, а часто и трагедиями других. И пока это так, слез у нас будет больше, чем радостей.
Армян на этом свете и без того не много, и это еще один аргумент, чтобы научиться жить и трудиться по правилам.