Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Иранцы специально афишируют финансовый механизм, разрабатываемый в Европе
Очередной этап обострения в противостоянии Иран – Соединенные Штаты наступил сразу же после проведения саммита двадцатки в Буэнос-Айресе.
На самом деле европейцам ох как не хочется подключаться к антииранской истерии, которую откровенно раскручивает трамповская администрация. Даже баллистическая составляющая иранской угрозы, которой Вашингтон все время пытается пугать своих европейских партнеров, как-то не срабатывает.
Наоборот, уже известно, что тот самый специальный финансовый механизм Евросоюза, созданный для обеспечения возможности европейским корпорациям и бизнес-структурам обходить американские санкции, почти готов.
Во всяком случае сегодня министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф уже сказал, что, по его сведениям, этот самый механизм скоро заработает.
Иран "заактивничал" и предупредил сразу всех: сенсации на Востоке как предвестник беды>>
"Мы получаем определенную предварительную позитивную информацию от европейцев относительно создания финансового механизма, и мы надеемся, этот канал будет учрежден как можно скорее", — сказал он во время своего выступления по местным телеканалам.
Дело в том, что Евросоюз старается особо не афишировать работу, которая проводится в рамках проекта по созданию финансового канала со стороны министров финансов европейских стран. За этим каналом американцы действительно откровенно гонятся, отслеживают все возможные и невозможные варианты.
И нет никакой гарантии, что любые серьезные трансферы на счета иранских корпораций, скажем, продающих энергоносители, не будет перехвачен американскими контролерами…
И тогда штрафовать будут так, как недавно на 14 миллиардов долларов оштрафовали некий французский банк. Который, кстати, предпочел выплату штрафа перспективе стать изгоем на американском финансовом рынке.
Ормузский канал – точка боевого соприкосновения морских сил Вашингтона и Тегерана
Как бы то ни было, уже понятно, что даже в нынешней ситуации Тегеран планирует поддерживать экспорт нефти хотя бы на уровне полутора миллионов баррелей. Однако американцы с этим мириться не намерены.
Причем с каждым днем вопрос поставок иранской нефти становится все острее. Настолько, что уже очевидно — Вашингтон, понимая, что перекрыть все каналы не получается, в любой момент может прибегнуть к более жестким мерам.
Уж не потому ли американцы продолжают накачивать свою морскую боевую группировку в Персидском заливе? И уж не потому ли Тегеран сегодня выступил с тревожным заявлением о том, что он будет препятствовать экспорту нефти из района Персидского залива?
Переговоры по Сирии в Астане: почему США "артачатся", даже когда все хорошо>>
Причем заявление было сделано на самом высоком уровне – президентом Ирана Хасаном Рухани: "США должны знать, что мы будем продавать нефть, и они не смогут остановить Иран в этом деле. Если они когда-нибудь вознамерятся помешать экспорту иранской нефти, то вообще никакая нефть не будет экспортироваться из Персидского залива".
Очевидно, что, говоря об этом, иранский президент имел в виду возможность своей страны запретить перевозку нефти через Ормузский пролив. Ведь именно через эту морскую артерию экспортируется существенная часть нефти, добываемой в странах в районе Персидского залива.
Следует понимать, что если Тегеран действительно решится на перекрытие Ормузского пролива, то настоящего военного столкновения между двумя противниками – Ираном и США – не избежать.
Тем более, что в последнее время милитаристские заявления звучат с обеих сторон с частотой, способной на самом деле напугать мировое сообщество.
Тегеран никого не подпустит к своим баллистическим программам
Создается впечатление, что сейчас Тегеран придерживается некой не совсем привычной для своей внешней политики доктрины, которую можно было бы назвать так – "дергать тигра за усы". Судите сами.
Европейцы стараются лишний раз не упоминать об обещанном финансовом механизме. Иранцы стараются почаще о нем напоминать.
Вашингтон уже в открытую говорит о том, что согласен сесть с Тегераном за стол переговоров (разрабатывать новый иранский "ядерный" договор), если он включит и ограничения на баллистические исследования Ирана.
Как из-за Турции США оказались между двух огней – своими F-35 и российскими С-400?>>
Тегеран в ответ на это раз за разом проводит испытания новых ракет и особо подчеркивает, что они необходимы лишь в оборонных целях.
Более того, недавно представитель Генштаба Вооруженных сил Ирана, генерал Аболфази Шекарчи в открытую сказал о том, что "любые переговоры с иностранцами по ракетной программе исключены, когда проблема касается национальной безопасности страны".
На самом деле поведение Ирана можно достаточно легко спрогнозировать и объяснить. Дело в том, что иранцам нынешнее обострение ситуации на руку, поскольку в итоге это может спровоцировать обострение взаимоотношений США и с европейцами, и с русскими, и с китайцами.
Тегеран рассчитывает на то, что именно мировое сообщество (в первую очередь в лице вышеперечисленных стран) не даст американцам пойти на крайнее обострение ситуации в Персидском заливе.
Скажем, до военного столкновения с иранцами из-за Ормузского пролива. Война и проблемы с энергоносителями на мировом рынке никому не нужны…