Давид Галстян, Sputnik Армения
Каждое утро, часам к 10-ти, 25-летняя Эмма Акопян выводила своего новорожденного ребенка на прогулку вне зависимости от погоды. Но 7 декабря 1988 года все произошло иначе. Накануне Эмма не успела посмотреть фильм по телевизору, и надеялась сделать это утром. Поэтому уложила ребенка спать.
"За минуты две до землетрясения девочка проснулась, я побежала к ней и успела только распеленать ее. Началось землетрясение, я взяла ребенка на руки… Дальше провал", - рассказывает Эмма.
Она видела, как все рушится. Но момент падения с третьего этажа, когда пятиэтажка буквально сложилась, как карточный домик, Эмма не помнит. Когда она очнулась, то уже была под завалами.
Женщина не сразу поняла, что произошло. Очнулась в темноте, одна нога была под панелью, голова зажата между другими. У нее промелькнула мысль, что мог взорваться газ, потом - что началась война. Но потом поняла, что именно произошло, потому что было много остаточных толчков.
Таким образом, она очутилась с младенцем на руках (дочери Мариам исполнилось 4 месяца под завалами, 12 декабря) под грудой камня и металла.
"Между панелью и головой дочери помещалась только одна моя рука. Другой рукой прикрывала ей легкие, чтобы она не получила воспаление. Я была зажата со всех сторон, поэтому не чувствовала холода", - вспоминает женщина.
Они провели под завалами в таком состоянии семь дней. В кромешной тьме она не различала день и ночь. Все это время Эмма кормила ребенка грудью.
Но через определенное время (ни часов, ни дней Эмма не различала) она почувствовала, что ребенка мучает жажда. В этот момент отсутствие воды показалось ей самым страшным.
Спитакское землетрясение - масштаб катастрофы>>
Единственный вариант в тех условиях – дать ребенку кровь. В темноте пальцами ей удалось нащупать кусочки стекла.
"Я чувствовала только пальцы, нащупала кусочки стекла и, порезав палец, дала ребенку кровь. После этого дочь заснула", - вспоминает женщина.
За все время, проведенное под завалами, единственное, о чем думала женщина – как спасти свое чадо.
"Не дай бог ни одной матери хоть на мгновение почувствовать то, что испытала я. Не дай бог. Я до конца надеялась, что меня вдруг спасут. Но были моменты отчаяния. Был момент, когда видя что нас не спасают - хотела задушить ребенка, потом себя… Вот так, даже такие мысли были…", - вспоминает Эмма.
При этом она признается, что все ее действия, стремление любой ценой спасти ребенка – это не героизм, а нормальное поведение матери.
"Я мать, которая должна была спасти своего ребенка, ничего героического в этом нет. Это просто материнский инстинкт – мать должна защищать своего ребенка", - спустя годы говорит Эмма.
Как потом оказалось, ее искали, но найти женщину было сложно. Их дом превратился в холм из обломков. Она слышала, что наверху работают, но человеческие голоса до нее не доносились.
Эмму нашли через неделю 14 декабря. Это были французские спасатели.
"Оказалось, к ним подошел муж, попросил помочь найти молодую жену и дочь. У спасателя была собака, она почувствовала наше дыхание, и спасатели сказали, что нас можно вытащить. Техника работать не могла. Только на седьмой день после землетрясения нас вытащили", - рассказывает женщина.
У въезда в Спитак сидел мальчик с остановившимися глазами - воспоминания очевидца>>
Ее воспоминания обрываются на том моменте, когда она выпустила из рук ребенка. Причем сначала через маленькое отверстие она отдала спасателям Мариам и лишь через 7 часов "выкопали" ее саму.
Интересно, что на ребенке, когда его вытащили, не оказалось ни одной царапины.
У нее самой было много травм, ей провели операцию головы. В 1991 году она снова попала в больницу, так как осколок стекла остался в позвоночнике, пролежав там ровно три года.
Физически женщина оправилась, но вот психологическая травма осталась на всю жизнь.
После землетрясения Эмма год не была в Ленинакане, а когда приехала – не входила ни в одно здание, со всеми встречалась на улице.
В 2010 году Эмма с семьей перебралась в Ереван, работала на телевидении, преподавала в школе. В Ленинакане бывает редко, но воспоминания к ней возвращаются все время.
Несмотря на прошедшие 30 лет, и сейчас, если у нее под рукой нет воды, она сходит с ума. В сумке она всегда носит с собой бутылку с водой.
Землетрясение 1988 года — уникальные кадры>>
"Я живу с этим, все время этот кошмар перед глазами. 30 лет прошло, но это ничего не меняет. Я даже во сне все это вижу", - вспоминает Эмма.
По ее словам, из находившихся в пятиэтажном здании (3 подъезда) жителей выжили только они и еще двое детей. И это все…