ЕРЕВАН, 8 дек — Sputnik, Нана Мартиросян. В тот день, 7 декабря 1988 года, в городе был густой туман. Девушки на швейной фабрике в Спитаке шили куртки по новой технологии. Одни сотрудницы обсуждали работу, другие рассказывали друг другу всякие "страшилки" про горячую воду, бьющую прямо из-под земли в деревне Ширакамут (эпицентр землетрясения). Они боялись наводнения.
Светлана Минасян не обращала внимания на всю эту болтовню и просила не сеять панику. Она вставила шпульку в швейную машину и вдруг заметила, как оборудование стало валиться на пол. Оглядевшись, она увидела, как все вокруг рушится, люди разбегаются в разные стороны и пытаются найти выход. Ей этого сделать не удалось.
Под завалами она думала о своих детях – Акопе, Альберте и Наире. Как только женщину вытащили из-под обломков, она увидела старшего сына. Ему удалось выбежать из разрушившегося здания школы, но он не сумел найти младшего брата. Светлана решила пойти к школе на поиски младшего сына, а Акоп направился к детскому саду – за сестрой. О муже Светлана старалась не думать, в какой-то степени смирившись с его потерей: от мукомольного комбината, где работал Сергей, практически ничего не осталось.
В эпицентре землетрясения: Ширакамут помнит стоны умирающих детей и гробовую тишину>>
"Я долго искала Або, но не могла найти его. Все кричали, плакали и искали детей. Под деревьями уже разложили детские тела. Я постоянно повторяла про себя, что надо жить, хотя бы ради старшего сына. Спина и голова ужасно болели, периодически впадала в непонятное состояние. Через некоторое время Акоп привел дочку Наиру. Он отправил нас в дом деда, а сам пошел искать отца", – рассказывает женщина.
Во время землетрясения Сергей находился на улице и не получил травм. Видя, как все вокруг рушится, он бежал к семье. По дороге знакомые сообщили, что жена жива, но в школе все плохо. Через некоторое время он встретил плачущего Акопа и они вместе стали разыскивать Альберта.
Ребенка долго искали под завалами, но безрезультатно. Сергей пытался помочь всем, кому мог, вынес нескольких детей из-под руин.
"Помогал незнакомый мужчина из Еревана. Мы вместе голыми руками рыли землю и пытались достать детей", - вспоминает муж Светланы.
У сына на обуви была отметина в виде складки на задней части, и когда Сергей вдруг нащупал ее, сразу понял, что это Або.
"Мы вытащили ребенка, он был без сознания, после врачи констатировали перелом основания черепа", – рассказывает Сергей.
Светлану и Альберта госпитализировали, но в разные больницы, и поначалу женщина не знала о судьбе сына. Женщина отчаялась и уже представляла, как хоронят малыша. Когда пришел супруг и сообщил, что привез сына, она долго недоумевала, почему в Ереван, неужели не нашлось места в Спитаке. Мужчина повторял, что сын жив, она же не могла поверить и просила повторить это вновь и вновь.
"Когда его привезли, я увидела, что голова и часть туловища забинтованы. Врач Жанна Егишевна велела два года ходить с ним за ручку. Я так и сделала. Нам удалось поставить ребенка на ноги, хотя сами врачи не надеялись, что он выживет", – говорит Светлана.
За три десятилетия страшная боль, пережитая в те трагические дни, все равно не исчезла. Даже Наира, которой было тогда всего три года, помнит свои переживания, правда, детские и совсем наивные – она потеряла красные сапожки.
Землетрясение и случай с Альбертом перевернули жизнь семьи. После многолетнего лечения в Армении и за рубежом семья все-таки добилась выздоровления сына. Кроме того, Светлана и Сергей решили вновь стать родителями.
Спустя 30 лет Гаяне – их вторая дочь, которая родилась уже после землетрясения, написала историю своей семьи в социальной сети. Корреспондент Sputnik Армения, увидев пост, разыскал контакты и связался с ее матерью – Светланой, настойчиво упрашивая дать интервью.
"Мы дома все гадали, чего хотят от нас журналисты, ведь прошло уже тридцать лет. И вдруг осознали – прошло целых три десятилетия, и решили в день годовщины землетрясения посетить родину", – рассказала Светлана.
Чтобы не сойти с ума: спасатели из Грузии вернулись поседевшими из Спитака>>
Сейчас семья Минасянов живет в Татарстане – на родине Светланы, ведь будущие супруги именно там и познакомились. Сергей после армии отправился на работу на завод КамАЗ в Набережных Челнах, где и встретил свою любовь. Светлана согласилась приехать с ним в Армению, и честно признается, что годы до землетрясения были самыми счастливыми в ее жизни.