Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
До нынешнего дня активность, даже агрессивность поведения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на политических подмостках объяснялась легко. Прямо перед его глазами американцы создавали курдское государство.
Турции явно не очень хочется втягиваться в настоящую войну с террором…
Эрдоган же мог только грозить кулаком своему натовскому партнеру. Ну, и планировать смертоносную операцию по вытеснению кровных врагов хотя бы за пределы тех сирийских районов, которые прилегают к южным границам Турции.
Однако в этих районах сосредоточили силы и окопались американские солдаты (порядка двух тысяч человек), замахнуться на которых не рисковал даже импульсивный турецкий президент. Вообще в данной ситуации Эрдоган был больше похож на мальчика с рогаткой, который во сне мечтает подстрелить самолет или танк.
Однако все изменилось в тот момент, когда вдруг стало известно, что президент США Дональд Трамп принял решение вывести возглавляемую Америкой антитеррористическую коалицию с территории Сирии.
Для чего турки остаются в Сирии? Ответил сам Эрдоган>>
И в этот момент турецкому президенту показалось, что вот он – шанс, предоставленный американцами, когда ему дают возможность одним махом решить сверхважную для Турции проблему, расправиться не только с курдскими вооруженными подразделениями, но и вообще раз и навсегда покончить с самой идеей о курдской государственности близ своей (турецкой) территории.
В обмен на это Эрдоган легко согласился взвалить на плечи турецкой армии тяжесть борьбы с международным терроризмом вообще и с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России и ряде других государств. - ред.) в частности.
Однако даже тут Трамп переиграл Эрдогана, когда, заявляя о неких договоренностях, которых он достиг с Эрдоганом, на первый план выдвинул именно то, что турецкая армия будет "подчищать" за американскими солдатами. О курдах не говорилось ни слова, и это резко охладило турецкого президента.
В тот момент, когда американский президент рассказывал мировому сообществу, о чем он, собственно, договорился со своим турецким коллегой, Эрдоган вдруг понял, что Трампу удалось то, что целых восемь лет не удавалось американцам.
В частности, удалось непосредственно втянуть Турцию в настоящие военные действия против мирового терроризма, а не рассказывать об этой борьбе с терроризмом сказки, под этим соусом воюя исключительно против курдских повстанцев, как все эти годы сирийской трагедии делала Турция.
Турецкой армии придется воевать не с курдами, а оставшимся в Сирии игиловским отребьем
И вот тут-то Эрдоган вдруг притормозил. Он вовсе не намерен воевать против подавляющего большинства тех самых террористических группировок, о которых идет речь. Хотя бы потому, что среди них – его союзники и сторонники, при помощи которых Анкара уже давно планирует основательно зацепиться за сирийскую территорию…
Более того, вдруг оказалось, что мощи тех турецких подразделений, которые уже переброшены в Сирию, явно недостаточно для того, чтобы одним махом покончить с курдскими повстанцами, окопавшимися в восточных районах.
Поговаривают, что у тех в распоряжении серьезное вооружение, предоставленное американскими инструкторами, – вплоть до новейших дронов и противотанковых ракетных комплексов "Джавелин" именно американского (а не европейского) производства.
Тридцатитысячная курдская армия – это не отряды самообороны Африна, которых ВС Турции продавили своей бронетехникой.
В запале разговора с Трампом Эрдоган, кажется, эти подробности не учел, упустил. И сейчас вдруг оказывается, что вовсе и не так сладок пряник, который предложил ему американский коллега, как показалось с первого взгляда.
С курдами, окопавшимися на левобережье Евфрата, самостоятельно справиться у турок вряд ли получится. А вот с отребьем, оставшимся после террористических группировок, воевать придется. И отчитываться конкретно перед Трампом тоже придется…
Эрдоган заявляет об одобрении Трампом турецкой военной кампании в Сирии>>
Вот и получается, что удачная сделка, заключенная Эрдоганом с американским коллегой, вдруг, очень быстро обернулась проблемой. И набрасываться на курдские боевые формирования у Анкары как-то сразу, по-быстрому не получится.
А затевать настоящую войну, к тому же на чужой (сирийской) территории, Эрдогану не с руки. Тем более что Дамаск продолжает утверждать, что турки наравне с американцами реально оккупировали территорию САР. То есть будут требовать, чтобы те ушли, – с отребьем справится и сирийская регулярная армия.
Путин и Трамп о встречах с Эрдоганом были не в курсе
Вот и получилось, что не прошло и нескольких дней, как Эрдогану пришлось искать выходов из сложившейся ситуации, которая грозит обернуться для него настоящей ловушкой. В один и тот же день турецкие масс-медиа выдали два информационных тренда.
О предстоящих в ближайшее время встречах турецкого президента Эрдогана с коллегами из России и США — Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Правда, ни тот, ни другой об имеющихся договоренностях были не в курсе.
Хотя выяснилось, что договоренностей действительно нет, однако, как принято в большой политике, не стали сгоряча отрицать, мол, ни о чем подобном и слыхом не слыхивали.
"Нет, пока в графике таких договоренностей нет. Пока я не располагаю такой информацией", - ответил на вопрос журналистов касательно встречи Путина с Эрдоганом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Хотя до этого Эрдоган уже заявлял следующее: "Сегодня-завтра турецкая делегация посетит Москву, после этого я также проведу переговоры с Путиным… С большой долей вероятности переговоры пройдут тет-а-тет".
Что касается приглашения Трампа посетить Турцию, то реакция американской стороны тоже была не ахти.
"Ничего конкретного мы сейчас не планируем. Однако президент открыт к возможной встрече в будущем", – так на вопрос, заданный агентством "Рейтер" отреагировал заместитель пресс-секретаря Белого дома Хоган Гидли.
Как бы то ни было, очередную хваленую военную операцию против курдских повстанческих боевых подразделений Эрдоган отложил. Не рискнул лезть в двери, которые в итоге действительно могут захлопнуться и он окажется в ловушке.
Турция грозит ввести войска в сирийский Манбидж: Эрдоган назвал условие>>
И сомнительно, что после встреч Эрдогана с Путиным и Трампом, о которых еще следует договариваться, турецкая армия рискнет начать операцию именно в том объеме, в котором планировалось изначально. Ведь известно, что представители курдов уже в Москве и о чем-то пытаются договориться.