Арам Гарегинян, Sputnik Армения
Экономическая жизнь Армении в 2018 году была не менее щедрой на события, чем политическая. А насколько эти события оказались щедры к нам? Sputnik Армения бросает взгляд на экономику в уходящем году.
Налоговая и пенсионная реформы
Главным событием мы решили назвать самое свежее – проект многоходового "налогового маневра".
С 1 июля все жители Армении 1974 года рождения и младше начали платить накопительные отчисления в частные пенсионные фонды, на личные счета. С июля 2014-го года эти выплаты (5%) делали только работники госсектора. Еще 5% им доплачивало государство.
Теперь копить на будущую старость будем все мы (повторимся – только если мы 1974 года рождения и младше). Однако тяжелую ношу правительство все же решило облегчить: отчисления сократили с 5% до 2,5%, а государство будет доплачивать уже не 5%, а 7,5%. В итоге, на наши пенсионные счета будут "садиться" те же 10% нашей зарплаты.
В дальнейшем пенсионные выплаты повысят обратно до 5%, но чтобы наши доходы от этого не уменьшились, сократят подоходный налог. Сейчас он составляет 23% при зарплате до 150 тысяч драмов (310 долларов), 28% - свыше 150 тысяч (и 36% - выше 2 миллионов). Теперь налог предлагается установить в 23% для всех, а через три года – снизить до 20%. Налог на прибыль (для бизнеса) снизят с 20% до 18%.
Здесь хотят получить еще один положительный эффект. Налог на прибыль и дивиденды (18%+5%) будет равен налогу на доход (23%). Это – один из способов борьбы с теневым трудоустройством. Если налог на прибыль ниже подоходного, как сейчас, то бизнесу выгоднее не фиксировать наши зарплаты в отчетности, уводить эти деньги в свою прибыль и платить с нее 20%, вместо 23 и 28%. А если подоходный будет такой же, как налог на прибыль, или даже ниже, такой стимул у бизнеса исчезнет.
Конечно, есть и более тривиальная причина теневой занятости: бизнес вообще не хочет платить никаких налогов, поэтому всех проблем законопроект не решит, но часть – вполне возможно.
Проект этих и других изменений уже составили и обсудят в парламенте в январе.
Остановка Техутского медного рудника и Алавердского медеплавильного завода
Здесь сплелись в один клубок вопросы холдинга "Валлекс", правительства Армении, банка ВТБ и китайских инвесторов.
"Валлекс" задолжал ВТБ, к которому и перешли права на Техутский рудник. Теперь банк ищет покупателя. Выкупит ли рудник обратно сам "Валлекс", пока непонятно — с февраля Техутский рудник простаивает.
С октября стоит и Алавердский медеплавильный завод, а китайские инвесторы обещают возобновить работу и даже выйти на новый уровень. Сейчас завод выпускает черновую медь, китайцы же обещают очищать ее электролизом и получать чистую медь. Из нее можно будет производить проволоку и кабеля в самой Армении, то есть возродить и кабельный завод.
До последних месяцев на Техуте числились тысяча с лишним работников, на Алавердском заводе числятся еще около 600. Новые проекты помогут создать сотни новых рабочих мест. Пока не ясно, насколько в этом заинтересовано правительство, и на какие льготы могут рассчитывать инвесторы. И не только здесь, но и на других крупных промышленных объектах – на "Наирите", и на Ванадзорском химкомбинате.
Однако пока эти проекты – в далекой перспективе. В ближайшие месяцы "Валлекс" хочет удержать хотя бы то, что имеет, и продолжить выплавлять на заводе черновую медь. Заводчан оставили на работе еще на два месяца. За это время "Валлекс" постарается "распутать" свои вопросы с инвесторами, банком и правительством.
Снижение цен на газ для необеспеченных семей, переговоры о новых ценах с Россией
Переговоры начались в октябре и продолжатся в 2019 году. Задача армянской стороны – если не снизить цену, то удержать ее на уровне 150 долларов за кубометр. О ходе переговоров, по понятным причинам, не сообщается. До их завершения цена меняться не будет.
Между тем, в течение года снизились цены для необеспеченных семей. Решения об этом приняли сами операторы – российские "Газпром Армения" и "Ташир груп". С 1 июля необеспеченные семьи платят за электричество 30 драмов за киловатт-час днем и 20 – ночью. Это в полтора раза ниже, чем платят обычные абоненты (44,98 и 34,98 драма). А с 1 августа те же необеспеченные семьи, потребляющие менее 600 кубометров газа в год, платят 80 драмов за кубометр вместо прежних 100 (и вместо 139, которые платят обычные домашние абоненты в квартирах).
Обычные абоненты пока платят за газ по-прежнему.
Сокращение ввоза в страну коньячного спирта
Многие годы в Армению импортировался коньячный спирт. Официально в коньяк его не подмешивали (в Армении есть специальный закон, регламентирующий чистоту местного коньяка), но спирт все продолжали завозить.
Что с ним происходило дальше, никто, по понятным причинам, не распространялся.
С мая 2018-го, после смены власти, импорт резко сократился и теперь составляет всего 5-6% от объема местного производства (тогда как ранее доходил до 40%).
Отсюда можно предположить (с высокой долей вероятности), что контрафактного коньяка у нас станет меньше.
Эмбарго на экспорт фольги в США из-за санкций
Что Армения больше всего экспортирует в США? Девять из десяти (а то и все десять) ответят: компьютерные программы. "Ай-ти" действительно очень помогает нашей экономике. Но более 70% экспорта из Армении в Штаты все последние годы составляла алюминиевая фольга.
Для Армении США даже применяли льготный таможенный тариф, в рамках торговых преференций GSP.
Но с апреля 2018 года ереванский фольгопрокатный завод "Русал-Арменал" попал под санкции Вашингтона, вместе со всеми другими заводами и компаниям в "империи" российского миллиардера Олега Дерипаски.
Теперь министерство экономики и МИД Армении ведут переговоры с американскими коллегами, надеясь на отмену эмбарго.
Многие годы США помогали Армении под лозунгом From aid to trade (от помощи – к торговле), подчеркивая: когда республика оправится от "переходного периода", ей не придется больше ждать благотворительности – страна станет жить своим трудом.
Но теперь тот самый trade получил обратный ход. Под угрозой увольнения оказались сотни рабочих и инженеров, которые по складу ума не приемлют жить на благотворительность.
К счастью, до увольнений дело не дошло. Завод сумел сохранить персонал, нарастив экспорт в ЕС.
Вступление в силу временного соглашения о свободной торговле ЕАЭС - Иран
Соглашение вступило в силу в мае 2018 года. Причем в переговорах с Ираном большую службу евразийским коллегам сослужила Армения. Понятно — почему. В абсолютных цифрах наша торговля с Ираном, конечно, очень мала. А вот в процентах доля Ирана во внешней торговле Армении составляет чуть больше 4%, тогда как у Казахстана – около 0,7%, а у России – около 0,5%.
По итогам переговоров, стороны договорились обнулить или снизить пошлины примерно на 850 согласованных наименований товаров. В частности, теперь Армения сможет легче вывозить в Иран баранину (это самая крупная статья армянского экспорта в Иран, не считая электричества по бартеру). Новые возможности открылись и для экспорта ювелирных изделий и минеральных вод. Правда, возможностями надо суметь воспользоваться: за январь-октябрь экспорт живых баранов и баранины не вырос.
Иранская сторона, помимо прочего, получила льготный режим на экспорт томатной пасты, но российский рынок настолько велик, что от конкуренции с иранскими коллегами армянские заводы не пострадают, считают в правительстве Армении.
В списке этих товаров пока нет нефтепродуктов. Вопрос этот очень непростой и для Ирана, и для стран ЕАЭС (нефтепереработка есть и в России, и в Казахстане, и в Беларуси), однако по целому ряду других товаров условия стали намного проще.
Налоговые проверки на крупных предприятиях
В мае, после смены власти, налоговая служба проверила крупнейшую сеть супермаркетов "Ереван сити", крупнейшего экспортера фруктов "Спайка", а также ряд других компаний. В результате с них стали собирать больше налогов. Правда, проверки в большей степени затронули приближенных Сержа Саргсяна и в меньшей – Гагика Царукяна (несколько проверок прошли на его газозаправочных станциях).
А супермаркеты заставили не маскироваться под малый бизнес и платить НДС и налог на прибыль со всей торговли. Налоговые поступления от этого выросли, но не исчезла старая проблема: как крупному бизнесу (который платит НДС) заключать сделки с малым (который платит налог с оборота). Ведь списывать им НДС не получается. А значит, крупный бизнес вынужден "отдуваться" за малый и платить за него НДС.
Отдуваться, понятное дело, супермаркеты не любят, поэтому и требуют, чтобы их поставщики из малого и среднего бизнеса продавали товар на 20% дешевле. Пока решить эту проблему не представляется возможным. По крайней мере, бизнес теперь платит все положенные налоги. Благодаря этому стал возможным и следующий пункт.
Решение повысить минимальные пенсии
После проверок бизнес "подтянул" налоговую дисциплину, благодаря чему с 2019 года в республике повысятся минимальные пенсии – с 16 до 25,5 тысяч драмов (50 с небольшим долларов), которые считаются порогом крайней бедности (недоедания).
Правда, оценка эта неофициальная (официального метода оценки минимальной потребительской корзины в Армении до сих пор нет).
Задержка с работой Амулсарского золоторудного месторождения
Нынешние власти оказались заложниками решений предыдущих – добычу руды на Амулсаре они не поддерживают (из-за экологии), но не хотят подрывать доверие зарубежных инвесторов (которым дали слово предыдущие власти). Летом месторождение должно было заработать, но правительство начало здесь новые экологические проверки.
Компания "Lydian Armenia", имеющая права на разработку Амулсара, открыто осудила это решение. За эти месяцы ее котировки на фондовой бирже в Торонто сильно упали.
Налоговые льготы для инженерных компаний
С 2015 года в Армении действуют налоговые льготы для новых компаний (стартапов), разрабатывающих компьютерные программы. Теперь правительство предлагает льготы на стартапы не только программистов, но и инженеров-электронщиков. Правительство уже одобрило законопроект и передало в парламент.
Эффект закона для IT очевиден. Если в 2014 году в Армении открылось 16 новых ИТ-компаний, то в 2015-м – 59, в 2016-м – 98 и в 2017-м – 272. Эти компании создали 2 400 новых рабочих мест со средней зарплатой чуть меньше 300 тысяч драмов в месяц, при средней зарплате по республике в 178 тысяч драмов (около 370 долларов).