Нелли Даниелян, Sputnik Армения
Новый год принято считать теплым семейным праздником, который, как правило, отмечают в кругу самых близких.
Но есть люди, лишившиеся не только дома, но и простого семейного тепла. Новый год им приходится встречать с незнакомцами. Впрочем – уже родными.
Лишь бы не вернули на родину? В Ереване нелегалы живут даже в приюте для бездомных>>
Анаит Мхеян нашла пристанище в приюте для бездомных благотворительного фонда "Ганс Кристиан Кофоед" три месяца назад. Раньше жила с сыном и внуком. Почему пришлось уйти – не говорит. Лишь без устали повторяет, что на сына зла не держит и новым местом жительства довольна.
"Сын часто меня навещает, каждый день звонит", – рассказывает Анаит.
Бывший медработник впервые в жизни отмечает Новый год в статусе бездомной, но ни на что не жалуется. Единственное, что хотелось бы на Новый год — веточку натуральной ели и елочную игрушку.
"Хочу повесить сюда ветку. Елочную игрушку из дому, конечно, не возьму — там маленький ребенок. Но хотела бы хотя бы одной игрушкой украсить. В коридоре елка стоит. Хожу любуюсь, очень люблю", — делится с нами Анаит.
Елка в коридоре напоминает о приближающемся празднике и хоть совсем чуть-чуть, но согревает сердца изголодавшихся по семейному теплу людей. Анаит Мхеян не единственная, для кого елка приобрела особое значение.
Когда 28-летнюю Аспрам Буниатян спросили, где бы она хотела с нами побеседовать, она, не раздумывая, указала на елку. Аспрам проводит в приюте уже второй Новый год. Рассказывает, что по традиции все собираются за праздничным столом, поздравляют друг друга, смотрят телевизор, поют, танцуют. Все как дома — но без него.
Единственная мечта Аспрам — вернуться в семью и обнять 6-летнего сынишку, которого она не видела уже два года.
Муж выгнал ее из дома и лишил родительских прав из-за какого-то проступка, ошибки, как говорит Аспрам.
"Какое-то время жила с подругой, у нее дома, потом полицейские привели меня сюда", — рассказывает Аспрам, не раскрывая явно неприятные подробности жизни на улице.
70-летний Арутюн Погосян мечтает только найти работу и снять квартиру.
"Не хочу здесь долго оставаться, ищу работу, чтобы иметь возможность снимать квартиру, но слепота очень мешает", — говорит он.
Вторая мечта Арутюна – воплотить родившуюся около 30 лет назад идею. Бывший энергетик несколько лет назад придумал, как от горячего пара с тепловых электростанций получать дополнительную энергию. Однако до сих пор возможности просто представить свой проект, не говоря уже о реализации, у него не было. Надеется, что новые власти его проектом заинтересуются.
У Арутюна Погосяна тоже есть дети, с которыми он не видится. Единственный родной человек за пределами приюта — это друг, которого он время от времени навещает.
Погосян много лет назад развелся с женой, после чего уехал в Россию. Два месяца назад его депортировали. Вернувшись в Армению, оказался на улице. На вопрос о детях отвечает коротко: "Им не нужен отец-бомж".
Практически та же учесть постигла и Карину Киракосян, которую выслали с Украины несколько месяцев назад.
За 23 года жизни и работы на Украине сначала потеряла в Армении дом, потом – и родителей. Так и осталась бездомной и одинокой.
"В 1995 году один человек обманным путем отобрал у моих престарелых родителей квартиру и "помог" им умереть. Я была вынуждена остаться на Украине, работала и жила там долгие годы. Но спустя 23 года, когда Украина начала "чистку", меня депортировали в Армению", — рассказывает Карина.
К Новому году отношение у Карины Киракосян философское.
"Каждый стремится провести Новый год хорошо, красиво, ярко. Но это все земное, преходящее. Можно красиво подать блюдо, организовать веселые мероприятия. Но гораздо важнее думать о завтрашнем дне, о том, где окажемся в конце нашей короткой земной жизни", — говорит она.
В приюте для бездомных этот Новый год отпразднуют порядка 100 человек. У всех разные судьбы, и попали они сюда по разным причинам. Новогодний стол соберет их вместе и подарит на мгновение иллюзию семейного очага. Совсем ненадолго они забудут о своих горестях и одиночестве. И о том, что настоящего дома у них все-таки нет.
Если вам понравился этот материал, то вас могут заинтересовать следующие тексты:
"Привет, я псих!": как живут и о чем мечтают в Армении "не такие, как все">>
"В стране изменилась ситуация"? Чего ждут ереванцы, оставшиеся без крова>>
Дом престарелых в армянском селе: как сбылась мечта пенсионерки из Ширака>>