ЕРЕВАН, 05 янв — Sputnik, Ашот Сафарян. Ситуация в армяно-турецких отношениях не претерпела каких-либо изменений в 2018 году. Этих отношений практически нет, не считая нескольких десятков тысяч трудовых мигрантов из Армении, работающих в Турции, а также деятельность армянских челночных торговцев.
В марте 2018 года действующий президент Серж Саргсян объявил о денонсации подписанных в Цюрихе протоколов о нормализации отношений. Решение Саргсяна было чистой формальностью – "футбольная дипломатия" почила задолго до этого.
Однако после смены власти в Армении ее новое руководство в лице премьера Никола Пашиняна неоднократно заявляло о готовности к нормализации отношений без предусловий. Эти заявления не встречают нужного понимания со стороны Турции – последняя по-прежнему продолжает настаивать на решении карабахского конфликта. Причем под решением имеются в виду территориальные уступки Азербайджану. Несмотря на видимое отсутствие повода для оптимизма, тюрколог Варужан Гегамян считает, что Армения может и должна по нескольким направлениям работать для диалога с Анкарой.
"Если есть желание пересмотреть концепцию внешней политики Армении для проактивной дипломатии в регионе, то одним из условий этой проактивности является работа с турецкой стороной. Нужно разработать комплекс подходов и методов, с учетом опыта прошлых лет, в том числе и пресловутой "футбольной дипломатии", — сказал Гегамян в интервью Sputnik Армения.
Любой процесс примирения между двумя странами предполагает вовлечение третьих стран в качестве неких посредников. Пока что в случае с армяно-турецкими отношениями этих акторов мы не видим, отмечает эксперт.
Пантюркизм или Азербайджан? Где "ключ" от армяно-турецкой границы>>
Несмотря на деструктивную позицию Анкары по Карабаху, ее отказ от признания Геноцида армян в Османской империи, наш собеседник считает, что отношения с Турцией нужны Армении.
"У нас под боком находится огромная страна с огромным населением, она играет важную роль в региональной геополитике, внутри этой страны также происходят неоднозначные процессы, которые так или иначе оказывают влияние на Армению. Это означает, что нам нужно постоянно иметь под рукой несколько сценариев развития отношений с Турцией. Эти сценарии в любом случае предполагают контакты, работы с турецкой стороной", - убежден Гегамян.
Несмотря на в целом неудачный процесс нормализации, инициированная Сержем Саргсяном 10 лет назад и на первых порах поддержанная его турецким коллегой "футбольная дипломатия" имела свои плюсы. Она в первую очередь заставила разные слои турецкого общества задуматься о проблемах, которые десятилетиями были законсервированы. Тема Армении до этого была забытой в Турции, однако после "футбольной дипломатии" о ней стали говорить, ее стали обсуждать. Гегамян считает, что в чем-то процесс примирения удалось сдвинуть с мертвой точки.
Эксперт призывает власти Армении попытаться сформировать многосторонний формат отношений с Турцией. Если раньше переговоры с Анкарой преимущественно велись в двустороннем формате, то сейчас можно создавать новые форматы с привлечением других игроков – России, Ирана, или других международных субъектов.
"Мы так и продолжим": Эрдоган заявляет о человечности к армянам>>
По мнению Гегамяна, "бархатная революция" в Армении, закрепившая за ней имидж "островка демократии", является хорошей возможностью привлечь на свою сторону те политические силы и группы в Турции, которые наиболее ущемлены Эрдоганом. Тюрколог убежден, что при последовательной и грамотной внешней политике можно найти множество точек соприкосновения.