Внеочередные парламентские выборы в Армении 9 декабря 2018 года сами по себе стали вехой, требующей плавного, но скорого перетекания революционных настроений с их естественной эйфорией и многообещающими лозунгами к конкретным делам по выполнению щедро розданных обещаний. Причем начинать надо с самых основ, с выстраивания политической системы, демократических институтов в условиях во многом не готового к бесконфликтному восприятию демократических идей общества.
Об этом, в частности, говорил на пресс-конференции в пятницу политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян.
"В Армении нет развитых, состоявшихся политических партий. Партийная система сейчас лежит в руинах, в стране нет нормально функционирующих демократических институтов. Честные и прозрачные выборы – это всего лишь первый шаг на пути к созданию политической и партийной системы. Справится ли новая элита с этой задачей – другой вопрос", — сказал Искандарян.
И это справедливо. Как показывают вечные метания от одного политического пристанища к другому, даже партия с такой богатой историей, как АРФ "Дашнакцутюн" (АРФД), так и не стала полновесной и стабильной политической единицей. Что же тогда говорить о Республиканской партии Армении (РПА), которая была, скорее, элитарным клубом, и откуда до сих пор продолжается утечка кадров.
Последнее обстоятельство, кстати, может стать полезным для РПА, ведь уходят те, кому членство в партии нужно было для определенных меркантильных целей. Не знаю уж, есть ли сейчас у республиканцев заявления с просьбой о членстве, но если таковые имеются, то просителей следует, наверное, принимать сразу: каждый новый партиец сегодня – это свежая кровь, необходимая для очищения и возрождения. Слово "катарсис" прозвучит, быть может, излишне пафосно, но именно оно и уместно – при условии, конечно, что РПА собирается оставаться сколь-нибудь значимой силой политического поля.
Станет ли парламент Армении придатком правительства? Будущий спикер пояснил>>
Нельзя не согласиться с уважаемым политологом в том, что честные выборы – первый шаг к созданию крепкой и полноценной партийной и политической системы. Но дело в том, что декабрьские выборы не могли не быть честными – не было никакого смысла затевать махинации и нарушать законы о выборах, ведь исход их был абсолютно предрешен. Право слово, нелепо же в таких условиях заниматься, скажем, подлогами и вбросами бюллетеней.
А вот следующие выборы – когда бы они ни состоялись – уже действительно покажут реальное положение вещей в отношении честности и прозрачности избирательных процессов. Пожалуй, только тогда можно будет делать обоснованные выводы о том, устоялась ли политическая система в Армении и не начнет ли действующая на то (будущее) время власть, как это у нас принято, пускаться во все тяжкие ради собственного воспроизводства.
Времени на все это потребуется много, а времени-то как раз и не хватает. Страна далеко не в том положении – внутриполитическом, социальном, экономическом и даже географическом – чтобы позволить себе роскошь медленного и вдумчивого строительства солидного государства. В конце концов, мы находимся не в центре Европы и мы не оторванный от мира с его бешеными скоростями остров в океане, и соседи у нас — не добродушные Швейцария с Лихтенштейном.
Желание замаскировать бесконечными разговорами о "плохих бывших" собственную растерянность от неимоверного количества обязанностей, с которыми сопряжено пребывание у власти, конечно, есть. Перед праздниками об этом говорил экс-министр обороны Виген Саркисян.
"Велик соблазн винить во всех своих неудачах "бывших". Легко ссылаться на прошлое, отвечая на тот или иной вопрос. Крест единоличной власти тяжек вдвойне. Настало время брать на себя ответственность. Как бы ни казалось легко получать дивиденды, обвиняя предшественников, и предпринимать показательные меры, это не решит задачу развития страны, не сформирует доверия общества и международных партнеров. Более того, государство превратится в образование с непредсказуемым будущим, куда не будут спешить ни солидные инвесторы, ни потенциальные репатрианты", - сказал Саркисян.
Однако время все равно поджимает — и поджимает чувствительно. Поэтому естественно, что некоторые решения будут приниматься впопыхах, на эмоциях и без должного анализа. Вся проблема в том, чтобы эти решения можно было пересмотреть, чтобы они не привели к непоправимым последствиям.