Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Потратив миллиарды, Запад в Сирии не добился ни одной из поставленных целей
Складывающаяся ситуация устраивает не всех участников политических процессов, раскручивающихся в Сирии. И в первую очередь они не устраивают американцев, которые сейчас оказались в тупике.
Ведь, с одной стороны, в Вашингтоне понимают, что выводить свои войска из Сирии необходимо хотя бы потому, что после официального заявления о победе над псевдо-халифатом Исламское Государство (террористическая организация, запрещенная в целом ряде стран) еще труднее найти какие-либо объяснения присутствию американских солдат на сирийской территории.
Тем более, что западная антитеррористическая коалиция изначально входила сюда, в Сирию, не имея на то никакого международного мандата или приглашения со стороны законных властей страны.
Однако с другой стороны на Западе понимают, что вывод войск из Сирии можно будет считать сокрушительным поражением на политической арене. Миллиарды (если не триллион) долларов, потраченные за прошедшие годы на военные операции, на содержание своих армейских подразделений в стране пребывания, на помощь союзникам (поставляли оружие, боеприпасы и все остальное) придется списывать. Ведь по большому счету Запад не смог добиться ни одной из заданных целей.
Турции спутали все карты в Сирии: Эрдогану придется выкручиваться перед Путиным и Роухани?>>
Не удалось скинуть законно избранного президента Башара Асада. Не удалось расколоть страну на несколько частей, хотя подобная цель и была поставлена, начиная с 2016 года, когда стало понятно, что действующее руководство в Дамаске при помощи Москвы и Тегерана устоит. Не удалось столкнуть лбами Сирию и Иран с Турцией.
Правда изначально предпосылки, конечно же, были, однако тут уже свою роль сыграло введение Россией своих военно-космических сил (ВКС). Анкаре, которая в принципе была готова развернуть серьезные боевые действия на сирийской территории не только против своих исторических врагов – курдов, но и против Дамаска (следовательно и против Тегерана), с русскими на поле боя связываться не решилась.
Американцы могут передать Анкаре лишь часть рычагов влияния в Сирии
В итоге американцы, понимая, что уходить с сирийской территории необходимо, сейчас начали лихорадочно подыскивать хоть какие-то варианты для маневров. Хотя бы для того, чтобы имеющиеся у них рычаги влияния на сирийском треке можно было бы сдать хоть кому-нибудь, способному их (американцев) заменить.
А они действительно есть. Все левобережье Евфрата находится в руках так называемой "умеренной" сирийской оппозиции (а фактически – в руках Соединенных Штатов), и это уже серьезный рычаг влияния на развитие событий не только в Сирии, но и во всем регионе.
С другой стороны (и это показали события конца прошлого года), Дамаск уже сильно укрепил свои позиции в стране. Настолько, что те же курды, являясь союзниками США, сразу после объявления о выводе американских войск кинулись договариваться с Башаром Асадом. И в первую очередь сдали Манбидж, на который и американцы, и турки имели свои виды. Примечательно, что на роль посредника пригласили Москву.
Поведение курдов было довольно предсказуемо хотя бы потому, что против турецкой армии их боевые формирования не устояли бы даже нескольких дней. Причем Анкара действительно была готова развернуть полноценные боевые действия на северо-востоке Сирии в тот самый момент, как оттуда уйдет последний американский солдат.
В итоге получалось так, что своим решением о выводе войск Вашингтон подставлял своих ближайших союзников — курдов под удар не менее ближайших (натовских) союзников – турок. И тандем турок с курдами, на который рассчитывали американцы в надежде, что именно им можно будет сдать свои рычаги воздействия на сирийское урегулирование, не сложился. Да и не мог – примирить эти стороны, посадить за стол переговоров практически невозможно.
Болтон напортачил на Ближнем Востоке: сирийский "роман" у США с Турцией не сложился>>
Вот и начали американские дипломаты изворачиваться, приобретая какие-то не совсем понятные инструменты для того, чтобы предотвратить столкновение в кровавой драке двух своих ближайших союзников. На которых, собственно, и была вся надежда Вашингтона. Один из этих инструментов – так называемая зона отчуждения, или зона безопасности вдоль всей сирийско–турецкой границы вглубь хотя бы на 30 километров.
Именно это обсуждают в последнее время и руководители, и военные, и политики Америки и Турции. И именно с этими наработками и приедет послезавтра в Россию турецкий президент Эрдоган. Приедет, чтобы согласовывать с Путиным лишь один аспект этой самой зоны безопасности и решить, насколько она (зона) соответствует российскому плану, согласно которому территориальная целостность Сирии – превыше всего.
Агрессия Израиля в Сирии — конкретный расчет на внутреннюю аудиторию
Кстати, говоря о зоне безопасности, на которой настаивают американцы, следует помнить, что впервые эта идея в Сирии была реализована опять- таки русскими. Следует вспомнить, что проблему с Израилем Россия и сейчас пытается решить именно с внедрением подобной зоны отчуждения, которая будет действовать на сирийско–израильской границе, протягиваясь в глубину Сирии на 80–100 километров.
И в этой зоне не будет никаких проиранских боевых соединений, добровольческих отрядов из Ирана и прибывших из Тегерана военных инструкторов и бронетехники.
Правда, Тель-Авив в данном случае действует несколько топорно, во всеуслышание заявляя, что не смирится, пока сирийскую территорию не освободит самый последний иранский инструктор или доброволец. Однако в подобных случаях политика и состоит из вынужденных компромиссов, и кому, как не премьер-министру Нетаньяху знать об этом лучше всех.
Рыл яму для других, или Как Эрдоган переполошил американских оружейных баронов>>
Кстати, самим израильтянам следовало бы почаще задумываться о том, что американцы, уходя с сирийской территории, создают для одного из своих ближайших территориальных союзников очень серьезные проблемы. Причем Вашингтон даже не пытается замаскировать намерение "спихнуть" часть своих сирийских проблем на плечи Тель-Авива.
Во всяком случае американцы однозначно рассчитывают на то, что после вывода их войск основная нагрузка в борьбе против укрепления позиций Ирана в Сирии ляжет именно на Израиль.
Справится ли Тель-Авив с этой нагрузкой – это еще большой вопрос хотя бы потому, что, как и в случае с Турцией, прозападному союзнику американцев в какой-то момент в Сирии будут уже противостоять не курды (Турции), и не иранцы (Израилю). Есть на сирийской территории игрок помощнее – Российская Федерация, против которой в открытую, на поле боя не рискнут связываться ни Тель-Авив, ни Анкара.
И в этом контексте позицию израильского президента приходится комментировать, напоминая о предстоящих в Израиле выборах. О том, что не исключено, что израильская администрация целенаправленно обостряет ситуацию на сирийско–израильской границе, пытаясь набрать побольше очков. Инструмент примитивный, однако в политике действующий безотказно.
Ближний Восток – дело тонкое: какие победы одержал Иран в геополитическом закулисье>>