ЕРЕВАН, 25 янв — Sputnik, Нана Мартиросян. Приглушенный голос, скромная улыбка, взгляд, полный мудрости и понимания, интеллигентность в каждом жесте. Наблюдая за ним, понимаешь, почему его музыка настолько гармонична.
Композитору Тиграну Мансуряну всего через два дня исполнится восемьдесят. Но спор с самим собой продолжается, и он с успехом преодолевает возрастную усталость. Работы еще много, ведь он намерен оставить поколениям уникальный музыкальный проект, созданный на базе духовных произведений.
Под аплодисменты маэстро начинает свою пресс-конференцию. Он не удивлен, но вновь взволнован. Улыбается и рассматривает каждого в зале. Рассказывает о планах на юбилей: будет отмечать в узком семейном кругу и обязательно днем, чтобы гости могли распорядиться своим вечером.
Приехали из США сестры Аракс и Сона. Скоро и дочь присоединится.
Вопрос о том, от кого бы он хотел получить поздравление, застает маэстро врасплох. А ответ - уже журналистов.
"Боже мой! Это прозвучит сентиментально, но от супруги, которой уже нет с нами", – смущенно отвечает он. Журналисты умиляются, и на глаза даже наворачиваются слезы.
Верность называет самым важным для себя качеством и рассказывает о Дмитрии Шостаковиче, который если писал произведение для какого-то конкретного музыканта, больше никому не отдавал – даже более известным и именитым.
Тигран Мансурян сыграл для ереванцев - видео>>
Мансурян погружен в беседу, активно жестикулирует — и тут звонит телефон.
"Это ведь я?", — спрашивает он у собравшихся и несколько растерянно его выключает.
Маэстро признается, что гонениям в Советском союзе не подвергался, но всегда чувствовал себя чужим и не мог работать так усердно, как хотелось бы.
Из сожалений: сетует, что мечта не сбудется, потому что не выучил латинский и не соприкоснулся с основами цивилизации. Он был бы другим, если бы выучил иностранные языки, смог бы больше читать, изучать и работать. Во всяком случае, он в это верит. Хотя представить человека, работавшего более усердно, довольно сложно. За его плечами музыка к более чем 100 фильмам и неисчислимое количество классических произведений.
И тут снова телефон.
"Я же тебя выключил", — с такой нежностью обращается он к телефону, как будто говорит с любимым внуком.
Снова его отключает и переходит к рассказу о том, кто и как его изменил, повлиял на его становление как личности. В основном это "люди, живущие на том свете".
Чист и искренен, как его музыка։ "мансуряновская" формула>>
Лауреат Нобелевской премии по литературе Уильям Фолкнер научил его проигрывать, именно это Мансурян считает важным. Нужно уметь проигрывать, чтобы не потерять веру в самое важное, чтобы не потеряться в паутине жизни.
Самым большим своим учителем считает армянского поэта Егише Чаренца. Его Мансурян изучает постоянно.
"Сейчас я изучаю Чехова. Я недостаточно хорошо был знаком с ним и немного стыжусь этого. Ведь после Шекспира, именно пьесы Чехова чаще всего ставят в театрах. А еще мы знаем его с одной стороны, теперь же рождается второй — настоящий Чехов, с которым я должен непременно познакомиться", — говорит маэстро.
Вообще он любит классиков. Всего за час композитор умудрился пройтись по всей палитре мировой классической музыки, но чаще всего звучали имена Баха и Бетховена.
Очень жаль, что классика составляет лишь малую долю мировой музыкальной копилки. Все остальное, на его взгляд, легкое удовольствие и развлечение. Люди хотят жить просто, они не хотят углубляться в музыку, думать и напрягаться. Им не интересны сплетения ритмов, нужно примитивное "цоканье" и удовлетворение зависимости, подобной наркотической. Люди хотят удовольствия, говорит он. Журналисты возражают, что классическая музыка тоже доставляет удовольствие, он со свойственной ему теплотой реагирует.
"Конечно", — немного тянет окончание маэстро, демонстрируя насколько приятно ему это слышать.
Пашиняна уважаю, но Ереван дороже: Месчян рассказал о "французских" планах на город>>
Необходимости в культурной революции, о которой в последнее время постоянно говорят, он, при этом, не видит.
Высокие ценности не руководствуются революционными идеями, искусство любит тишину и естественность. Именно в этой естественности он и видит начало всего красивого и нового. Именно так естественно его сменят молодые композиторы. Среди них у него уже есть любимчик – Артур Аванесов, которым он восхищается.
Кажется, сказано все, вопросов нет, но у всех одна просьба — чтобы он исполнил что-то из своего любимого. Мансурян любезно соглашается. Играет символичное произведение "Осеннее солнце".