Электромобиль – не роскошь, а средство передвижения: новый проект в Армении

© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Армения
Подписаться
В Армении появится первая заправочная сеть для электромобилей. Сейчас в стране 77 подобных машин.

Арам Гарегинян, Sputnik Армения

"…Это у них, в заграницах, можно ездить на электромобиле. А здесь где ты его заправишь на дороге? Заглохнешь на трассе – и привет". Скорее всего, примерно так вам ответят водители, если вы возьметесь рассказывать им про электромобили.

Именно эту задачу и хотят решить энтузиасты из Plug.am – проект по созданию инфраструктуры инициативы по пропаганде электромобилей. Действует она в рамках Фонда "Энергетическое Агентство Армении" (некоммерческая организация, пропагандирующая чистую энергию в целом). Их проект, сеть электрических заправок, получил финансирование на сумму 50 тысяч долларов от Программы Малых Грантов (ПМГ/SGP) Глобального Экологического Фонда (ГЭФ/GEF), которая реализуется Программой развития ООН (ПРООН/UNDP). Заправочных точек по всей Армении установят как минимум 23.

"Умные" системы для машин: армянская технология поможет избегать аварий на дорогах>>

"Вообще-то мы хотим сто с лишним", - улыбается координатор проекта Plug.am Карен Дердзян. – "Так мы смогли бы покрыть практически всю республику. Но 23 – тоже очень неплохо для первого этапа. С такой сетью на электромобиле можно будет свободно ездить по Еревану, по трассам в Грузию – причем и через Баграташен-Садахло, и через Бавру, в Джавахк. А на юге можно будет доехать до Гориса".

Открытие станции для зарядки электромобилей в Краснодаре - Sputnik Армения
Будущие "папы" армянских электромобилей, или Новый день автопрома

Еще несколько таких станций установят в наиболее важных туристических зонах страны, например на побережье Севана, на пути к храмам Гарни и Гегард, в Эчмиадзине, Цахкадзоре и Дилижане. То есть там, где больше всего туристов.

Сейчас электромобили в Армении покупают те, кто любит проверять на прочность привычные шаблоны. Один из них: "электромобиль – дорогое удовольствие". На самом деле расходы на топливо в четыре раза меньше, чем на бензин, и в два раза меньше, чем на сжатый газ. Карен это утверждает на собственном опыте. Несколько лет назад он купил электромобиль. На 100 километров он тратит примерно 15 киловатт-часов. Стоят они 675 драмов. Для ровного счета – полтора доллара.

"Как видите, примерно вдвое дешевле. Спросите у любого армянского водителя. Плюс к тому – знаешь, насколько заправился. Киловатты – вещь однозначная. А на газовых заправках не всегда знаешь на 100%, под какой температурой и давлением тебе заполняют баллоны", - добавляет Карен.

© Sputnik / Aram NersesyanЭлектрический автомобиль, переделанный из обычного руками мастера из Еревана
Электромобиль – не роскошь, а средство передвижения: новый проект в Армении - Sputnik Армения
Электрический автомобиль, переделанный из обычного руками мастера из Еревана

В 2017 году в Армении бегало 33 электромобиля. Сейчас, по данным правительства Армении, около 70. Эту статистику кабмин собрал по приятному поводу: импорт электрических машин хотят освободить от НДС на два с половиной года. Такую идею предлагали и в предыдущем правительстве – в частности, тогдашний замминистра энергетики Айк Арутюнян (нынешний председатель Совета Фонда "Энергетическое Агентство Армении"). Законопроект уже одобрен в правительстве и поступил в парламент.

Для сравнения, пока на электромобили в Армении действует только одна льгота: с ними можно не платить за парковку в Ереване (то есть на известных ереванцам "красных линиях").

© Sputnik / Shushan SargsyanКарта электрозаправочных станций Армении
Электромобиль – не роскошь, а средство передвижения: новый проект в Армении - Sputnik Армения
Карта электрозаправочных станций Армении

Пока в республике действует лишь несколько точек зарядки: две-три - в Ереване, еще одна - в курортном Джермуке, еще одна - в Цахкадзоре. Обычно их ставят, чтобы привлечь внимание новинкой. Например, в одном из дорогих офисных центров в Ереване такую поставили для клиентов, с бесплатной зарядкой. Другая компания сделала ее бесплатной для всех, а ролики с зарядкой активно "шерит" в соцсетях. Но пока что электромобили проще всего заряжать через простую розетку – в гараже или во дворе собственного дома.

Но так машина заряжается за несколько часов. А для дальних поездок все-таки желательно подзаряжаться чуть быстрее.

"Конечно, есть станции быстрой зарядки. Но они стоят дорого, по 15-20 тысяч долларов каждая. Мы решили закупить более доступные. Они смогут давать машине зарядку в промежутке 7-22 киловатт-часов. Эти 22 киловатт-часа Nissan Leaf наберет за три с половиной часа, Tesla или Renault Zoe – за час. На этой зарядке они могут проехать около 150 километров", - говорит Карен.

И сколько же будет стоить такая зарядка? Ответ приготовили простой: нисколько. Эти расходы "Электросетям" на какое-то время оплатят из средств проекта.

"Мы - некоммерческая организация, и для нас конечная цель – не прибыль, а развитие инфраструктуры и пропаганда чистого вида транспорта, и, шире - развитие зеленой экономики в нашей стране. Думаю, что наличие доступных зарядочных станций по всей стране (в рамках проекта подразумевается, что водители будут бесплатно пользоваться станциями) изменит мышление людей и даст им стимул на приобретение электромобилей. Наша задача – показать, что электромобиль в принципе можно иметь. А тогда люди увидят, что заправляться можно, если и не бесплатно, то все равно намного дешевле, чем сейчас", - говорит Карен.

Обсуждаются и варианты сотрудничества с местными компаниями. Например, с ресторанами или гостиницами, для которых установка подобной заправки еще один способ рекламы.

© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Армения
1/5
Электромобиль
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль Nissan на выставке "Arm Auto Show" Expo 2018
Электромобиль Nissan на выставке Arm Auto Show Expo 2018 - Sputnik Армения
2/5
Электромобиль Nissan на выставке "Arm Auto Show" Expo 2018
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Армения
3/5
Электромобиль
© Sputnik / Aram NersesyanЭлектромобиль
Электромобиль - Sputnik Армения
4/5
Электромобиль
© Sputnik / Asatur YesayantsВ столице стартовала выставка DigiTech (5 октября 2018). Ереван
В столице стартовала выставка DigiTech (5 октября 2018). Ереван - Sputnik Армения
5/5
В столице стартовала выставка DigiTech (5 октября 2018). Ереван
1/5
Электромобиль
2/5
Электромобиль Nissan на выставке "Arm Auto Show" Expo 2018
3/5
Электромобиль
4/5
Электромобиль
5/5
В столице стартовала выставка DigiTech (5 октября 2018). Ереван

Новому проекту уже выразили содействие в правительстве: письма пришли от пяти разных министерств. Ведь электромобили могут рекламировать не только придорожное кафе или кебабную ("кябабноц"), но и всю страну. Как? Как страну, где можно проехать полтысячи километров (из Еревана в знаменитый Татевский монастырь и обратно) и не выпустить в воздух ни грамма CO2.

"Средняя машина на бензиновом двигателе выбрасывает 4,5 – 5 тонн CO2 в год. С газом – примерно 30-40% этой цифры", - напоминает Карен.

Кроме экологического аргумента, есть и экономический: углеводороды Армения импортирует, а электричество производит сама.

Мини-станции для заправки, скорее всего, завезут уже в марте. Они будут "неземные" – в самом прямом смысле слова.

"Им не нужна будет территория. Их можно будет крепить прямо на фонарные столбы. А электричество они будут получать прямо из сети. Такие модели с успехом действуют за рубежом", - поясняет Дердзян.

Та же зарубежная практика показывает: не нужно слишком опасаться вандалов и охотников за цветными металлами. Станции будут находиться вблизи людных мест и оживленных дорог.

И все бы хорошо, только что делать с отработанными моторами и аккумуляторами? Разве они не портят экологию? У энтузиастов готов ответ и на этот вопрос.

Электромобиль Nissan - Sputnik Армения
Экология и "хай-тек": электромобили хотят освободить от НДС в Армении

"В мире появляются новые способы их вторичного использования. Например, отслужившие литий-ионные аккумуляторы от электромобилей можно использовать уже для солнечных станций. А из нескольких отслуживших двигателей можно собрать один новый. Кстати, такие экспериментаторы появились уже и в Армении. И чем больше у нас будет электромобилей, тем больше энтузиастов станут реальными профессионалами – механиками, инженерами, программистами режимов автопилота", - подчеркивает Карен.

Первый шаг уже сделан. В бюджете программы позаботились и о подготовке персонала по обслуживанию станций. А дальше новых специалистов будет требовать растущий рынок.

Лента новостей
0