ЕРЕВАН, 13 фев — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь с вечера 13 февраля празднует Сретение Господне (Теарнэндарач), в народе известный под названием "Трндез". В переводе с армянского "Теарнэндарач" означает "Господь с вами!", "Навстречу Господу!".
Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14 февраля, на сороковой день после Богоявления, напоминает qahana.am. Накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения, совершается Андастан — обряд освящения четырех сторон света, после чего проводится ритуал благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.
Распоряжением Католикоса Всех армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днём благословения молодоженов. После праздничной Св. Литургии Теарнэндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если праздник совпадает во времени с Великим Постом, то в церквях открывают завесы Св. алтарей и служат открытую Литургию.
Значение Сретения
Слово "сретение" — старославянское, оно значит "встреча", в частности, встреча Иисуса с праведным Симеоном. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву и получить благословение от священника. Об этом упоминает евангелист Лука: "А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук. 2:22-24).
На сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в храм, чтобы совершить обряд посвящения Богу своего Сына-первенца. Тогда и состоялась встреча с праведным старцем Симеоном. Именно он переводил книгу пророка Исайи, где значилось: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Как повествует Лука, Симеону было откровение, что он не умрет до тех пор, пока не встретит Христа Спасителя… После этого прошло много лет, и вот однажды он увидел, как к храму приближаются мужчина и женщина с младенцем на руках. Это были Иосиф и Мария, а у них на руках – Иисус.
Когда сорокодневнего Иисуса привели в Храм, с заглушающим скрипом и шумом открылись восточные двери, которые никогда не открывались ранее. А люди с лампами в руках вышли со своих очагов, направились к церкви, чтоб узнать, что за шум содрогнул землю. Они невольно этим освятили дорогу Иисуса к Храму. Праведный Симеон понял, что это и есть то самое Дитя, встречи с которым он ожидал на протяжении всей своей жизни. Симеон взял Его на руки и начал славословить Бога, благодарить Его за то, что смог увидеть Спасителя….
Дохристианские традиции
Истоки праздника Трндез лежат в древнем ритуале огнепоклонников, поскольку в языческой Армении этот праздник связывался с поклонением огню и был посвящен богу Михру. Смысл праздника был в том, чтобы усилить тепло солнца, воздействуя на холод с помощью огня.
Основные участники праздника – юноши и девушки, молодожены или те, кто только-только собирается связать себя узами брака. Главный символ праздника – костер, через который прыгают молодые пары. Считается, что нельзя расцеплять руки при прыжке, чтобы союз был крепким. Пока юноши и девушки прыгают, старшие посыпают их семенами пшеницы и конопли. В древности верили, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни.
Следом за молодежью должны прыгнуть взрослые или бездетные женщины, верящие в чудодейственную силу огня. Затем все участники, взявшись за руки, объединяются в общем хороводе вокруг плодоносного огня.
Так церковь объединила христианский праздник и древние традиции армян.