Пока ждущие своего часа разминаются и играют мускулами, нынешняя власть Армении в лице вице-спикеров Национального Собрания зря времени не теряет. Один предлагает изменить государственный гимн и модернизировать национальный флаг (герб ввиду перегруженности символами пока оставлен в покое), второй — установить памятник жертвам трагедии 1 марта 2008 года. Чтобы знали и помнили. Чтобы помнили что? Как одни армяне на армянской же земле громили город и убивали других армян? Тогда получается не столько в память о героях, сколько еще один разделительный знак, еще более отодвигающий нас друг от друга.
Наука памятниковедение (есть, кто не знает, и такая) говорит: "Помимо объективно-исторической функции многие памятники несут и политическую нагрузку, становясь объектами фундаментальной пропаганды". Таких памятников у нас не счесть — от когда-то обязательного Ленина с кепкой в руке до Шаумяна со скрещенным на груди руками. Пафосно, но малопродуктивно, тот случай, когда, смотришь, но не видишь — диктат политического содержания сбивает глаз. И тогда тянет оглянуться и найти другое.
…На грубо сколоченном табурете сидит старый, много повидавший на веку человек. В одной руке молоток, в другой — туфля. Рука, в которой молоток, отведена назад, облокотилась о слегка приподнятое колено. Миг отдыха. Человек призадумался и улыбается. Чему? Возможно, своим мыслям, но, скорее, вопросу, который задал ему подмастерье.
Рядом, на таком же табурете, в накинутом на голое тело фартуке сидит мальчишка. Что скажет мастер, чему научит? Лицо варпета светится. Хорошее лицо, такие бывают у добрых людей. Впрочем, будь иначе, подмастерье не стал бы спрашивать, а мастер отвечать.
Памятник стоял во дворе головной фабрики обувного объединения "Масис". Сегодня его мало кто помнит, и еще меньше знают, что торжественное вхождение молодых обувщиков в профессию происходило как раз у того памятника. Так решил в свое время генеральный директор "Масиса" Грант Арутюнян.
…Можно ли "Масис" с его сапожниками ставить в ряд с Матенадараном и легендарными рукописями? Можно! Ведь Матенадаран тоже начинается с памятника двум, скажем так, действующим лицам — создателю армянской письменности Месропу Маштоцу и его прилежному ученику Корюну. Подмастерье преклонил перед мастером колени, смотрит с надеждой: объясни незнаемое, научи тому, что знаешь…
Памятник у входа в Матенадаран опять же был работающим. Каждое первое сентября, к началу учебного года, к нему приходили школьники, знаменитый академик Виктор Амбарцумян зажигал у постамента "Факел знаний" и вручал его школьникам. Придумано бывшим директором Матенадарана Сеном Аревшатяном. Директор был не только образован, но и мудр.
…Наискосок от места, где когда-то стояла гостиница "Севан", небольшой пьедестал, на нем отлитый в металле босоногий мальчишка. В руке медный черпак, на плече кувшин с водой. Это водонос. По нынешним временам, когда воду заливают в скучную пластмассу и ставят на магазинные полки, водоносы — как динозавры времен Юрского периода.
Но живут еще в городе старики, помнят: в знойные летние дни, оглашая криком улицы, ереванские гавроши предлагали за пятак кружку неповторимой ереванской воды.
Фрагмент из истории города решили увековечить. Идея (пока еще лучшего) мэра Еревана тех времен — Григория Асратяна.
…Кольцевой бульвар, от станции метро "Молодежная" метров сто с небольшим вниз к улице Терьяна. Сплетенные руки. Подарок итальянского города Каррара, где добывают лучший в мире мрамор.
Из истории памятника. В 1965 году в Карраре проходила выставка, и наш скульптор, Ара Арутюнян, ("Саят-Нова", надгробие Комитаса, "Лев" в Гегарде) увидел лежащие вразброс детали скульптуры. Оказалось, ваяли статую Христа, но за отсутствием средств недоваяли.
Позднее, когда делегация Ереванского горсовета посетила Каррару, итальянцы в знак дружбы подарили мраморные руки Еревану, после чего Ара Арутюнян создал всем известную композицию: указательный палец правой руки лежит в ладони левой. Сделано опять же при Григории Асратяне. Тем временем из Еревана в Каррару отправили свой подарок — высеченный из туфа родник.
…Мог бы вспомнить еще, но завершу Цахкадзором, где на склоне горы белыми камнями по зелени травы было выложено "Гого". Так звали бессменного руководителя пионерских оркестров ребячьей республики, и, когда его не стало, дети музкоманды решили увековечить память своего учителя. Вообще-то, это никакой не памятник, а сложенное из камней имя, но как светлело от этого вокруг.
…Из сообщений прессы: предложение об установке памятника на месте событий 1 марта поддержано мэром Еревана Айком Марутяном, и вопрос находится в повестке дня властей.
С таким же почином выступила партия "Армянский национальный конгресс". Конгрессмены дополнительно предложили: объявить 1 марта днем памяти жертв и общенационального протеста против государственного террора и репрессий. Организовать публичные массовые мероприятия, посвященные дню памяти.
Чем кончается, когда одни говорят про террор и репрессии, а другие обвиняют в случившемся тех, кто об этом говорит, мы уже знаем.
До памятников, сближающих и объединяющих, никому нет дела.