Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Первый официальный визит министра обороны Грузии Левана Изория в Армению в Тбилиси назвали особенным. Эксперты уверены, что он был отправлен в Ереван не для того, чтобы углубить поверхностное сотрудничество между двумя странами в оборонной сфере, а с конкретным мессeджем.
Доктор политических наук Вахтанг Маисая уверен, что сегодняшняя встреча — продолжение диалога, начавшегося кулуарно между властями двух стран.
"Эта цепочка началась еще с неформальной встречи премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе с армянским коллегой Николом Пашиняном. Далее к нам приехал глава Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Артур Ванецян, и сегодня у вас с визитом находится министр обороны Грузии", - сказал Маисая в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он считает все эти встречи неслучайными. Маисая уверен, что Грузия использует так называемую "челночную дипломатию": через министра обороны грузинские власти хотели передать месседжи армянскому правительству.
Он не исключил, что Изория стал так называемым посланником между Тбилиси и Ереваном для решения ряда вопросов, которые могли возникнуть между странами. Он приводит в пример подписанную оборонными ведомствами программу сотрудничества на 2019 год.
По словам эксперта, она нес сильно отличалась от предыдущего соглашения, подписанного между Изорией и бывшим министром обороны Армении Вигеном Саркисяном. В нем также прописаны общие направления — сотрудничество в сфере подготовки медицинских кадров, сержантского состава, военного образования, борьбы с коррупцией и т.д.
"Грузия и Армения, несмотря на добрососедские отношения, имеют разные подходы к оборонной политике и вопросам национальной безопасности. Грузия хочет стать членом НАТО и у нас прозападный курс. У Армении — абсолютно противоположный", - сказал Маисая.
Именно по этой причине, между двумя странами нет такого активного сотрудничества в военной сфере. Поэтому, считает эксперт, Изория скорее всего, озвучил конкретные предложения, которые и обсуждались за закрытыми дверьми между Ереваном и Тбилиси.
Если верить распространяемой в грузинских СМИ информации, в Грузии весной ожидается смена власти. Пост премьера-министра прочат министру внутренних дел Георгию Гахария. Отмечается, что будет сменен и глава оборонного ведомства Грузии Леван Изория.
В связи с этим невозможно не вспомнить февраль 2016 года, визит экс-министра обороны Грузии Тинатин Хидашели. Официальный визит Хидашели в Ереван оказался ее первой и последней поездкой в Армению в этом статусе. В августе того же года ее сменил Изория.
В свою очередь в Ереване позитивно рассматривают выступления и месседжи, озвученные главами оборонных ведомств Армении и Грузии.
"Этот визит показал, что повестка и взаимопонимание, выстроенное между Тбилиси и Ереваном, выше персональных контактов, и кто бы ни занимал должности министров обороны, они будут выстраивать отношения, исходя из национальных интересов двух стран", - сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.
Он считает визит Изория важным шагом в деле углубления двусторонних отношений, в том числе в оборонной сфере. Этим стороны хотели показать, что армяно-грузинское сотрудничество выше проблем в регионе и им не могут помешать третьи стороны.
Была подчеркнута солидарность сторон в обеспечении стабильности и безопасности в регионе. Он также не исключил, что, несмотря на внешние ограничения, стороны могут активизировать сотрудничество в разных сферах: например, проведение армяно-грузинских учений по защите структурных проектов, планирование командно-штабных учений по защите инфраструктурных проектов и т.д.
Министр обороны Грузии едет в Ереван: известна дата и повестка визита>>
Напомним, армянские военнослужащие до 2017 года принимали участие в многонациональных учениях Agile Spirit ("Проворный дух") в Грузии. В последний раз армянские ВС принимали участие в многонациональных учениях Noble Partner летом 2018 года. Периодически армянские ВС отрабатывают профессиональные навыки в горах в рамках зимнего базового курса Сачхерской школы горной подготовки им. полковника Бесика Кутателадзе.