Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Все началось еще в 2016 году – как-то вдруг и неожиданно (для потребителя) оказалось, что основанная в 1995 и вполне с виду успешная компания по производству молокопродуктов "Аштарак Кат" оказалась в тяжелом финансовом положении, имеет накопленные перед фермерскими хозяйствами долги и стоит вопрос прекращения ее деятельности.
Под одну гребенку или плоская шкала налогообложения: поможет ли Армении опыт Македонии?>>
С тех пор происходили разные юридические процессы, разумеется, затронувшие интересы различных хозяйствующих субъектов – от самой компании, ее смежников, до мелких и крупных магазинов, обеспечивавших реализацию товара. А уже в нынешнем феврале около двух десятков хозяев магазинов провели протестную акцию перед правительственным зданием, жалуясь на то, что с них, в связи с делом о банкротстве, незаконно требуют денег.
В интервью Sputnik Армения ситуацию постарался прояснить управляющий по делу о банкротстве Хачик Назарян – как и полагается в таких случаях, компания не только должна разобраться с собственными задолженностями смежникам, но и взыскать дебиторские долги, то есть то, что должны уже ей. А это, по закону, делается в судебном порядке.
По положению на декабрь 2016 года, отмечает Назарян, компания имела задолженность банкам более 11 миллионов долларов, в связи с чем были заложены все оборотные средства и недвижимость. Кроме того, были обязательства перед фермерскими хозяйствами и государственным бюджетом, также имевшие внушительное цифровое выражение.
Табачный дым и экономика: кто попал в десятку крупных налогоплательщиков Армении>>
Но была и дебиторская задолженность – она составляла 1 миллиард 700 миллионов драмов. В отношении этого долга хозяйствующих субъектов перед компанией, то есть тех, кто занимался реализацией ее продукции, была организована аудиторская проверка. По словам Назаряна, обращение в суд с требованием взыскать дебиторские долги обязательно с точки зрения закона, что и было сделано.
Сегодня многие из продавцов получили документы, в которых прописана их задолженность компании. Торговцы протестуют, они утверждают, что, в основном, имели дело с курьерской доставкой, выплачивали деньги по документам: кстати, сами непосредственные доставщики подтверждают факт оплаты. Но есть и такие, кто говорит, что раз в два-три дня получали товар компании и не требовали никакого документа, хотя платили наличными.
Хачик Назарян говорит, что по этим (и другим) вопросам он обращался к налоговикам, аудиторам и в прокуратуру, с просьбой провести соответствующие проверки. В результате дебиторские долги не только были подтверждены, но и увеличились в объемах, достигнув 2 миллиардов 250 миллионов драмов, так что не оставалось иного, как обратиться в судебные инстанции за взысканием этих сумм.
Хачик Назарян говорит, что разделяет озабоченность предпринимателей, но хочет, чтобы поняли и его позицию: в процессе банкротства закон не предусматривает прощение или списание долгов. Судебные действия в этом отношении обязательны, и обойти их невозможно, и суд установит величину долга каждого заинтересованного хозяйствующего субъекта.
Кстати, говорит Назарян, многие предприниматели уже доказали факт оплаты ими полученной продукции "Аштарак Кат", суд доказательства принял, и больше никаких проблем нет ни у них, ни у компании. Сейчас еще продолжаются следственные действия, и по их завершении будут оглашены все подробности.
Очередной старт "экономической революции", или Кто позволит Армении высокие технологии>>
Сейчас "Аштарак Кат", под другим брендом и с другими владельцами, продолжает производство, параллельно проводится процесс оздоровления. Заново заключены договора с 6000 фермерских хозяйств, и кооперация с ними идет в обычном русле и темпе.