ЕРЕВАН, 28 фев — Sputnik. Обсуждение вопросов развития гражданского, общественного сознания и знакомство с опытом стран евразийского пространства особенно важно и интересно потому, что эти проблемы станут предметом дискуссий среди молодежи, заявил в пятницу посол России в Армении Сергей Копыркин в ходе торжественного открытия в Дилижане Международной научно-образовательной школы "Развитие гражданского сознания: опыт государств евразийского пространства".
Мероприятие продлится до 4 марта. Участниками школы стали около 40 молодых людей, которые представляют страны СНГ. Каждый из них играет активную роль в молодежной политике своей страны. Основная цель школы – осмысление текущей ситуации на евразийском пространстве. Эксперты и участники обсудят вместе ситуацию с развитием гражданского сознания на евразийском пространстве.
Школа предоставит возможность студентам 3-4 курсов, магистрантам, аспирантам и молодым специалистам в области общественных наук из Армении и государств постсоветского пространства в возрасте до тридцати лет оценить уровень влияния гражданских ценностей на общественную жизнь в бывших советских республиках. Открыла мероприятие 28 февраля председатель общественной организации "Российско-Армянское молодежное единство" (РАМЕ) Гоар Гумашян, которая представила основную концепцию и цели проведения проекта такого масштаба.
Сергей Копыркин в ходе своего выступления также отметил, что подобные проекты оказывают позитивное влияние на развитие стран постсоветского пространства. Посол отметил высокий профессионализм, проявленный в подготовке и организации этого мероприятия.
"Ознакомившись с программой ваших заседаний, я даже немного позавидовал тому, со специалистами какого уровня и квалификации вы будете работать", - сказал собравшейся молодежи российский дипломат.
В свою очередь губернатор Тавушской области Армении Айк Чобанян заявил о том, как важно, что такие проекты реализуются не только в столице, но и в регионах.
"Происходящее в Армении за последние годы — это прежде всего результат таких платформ, которые дают возможность институционального развития нашей молодежи", - сказал губернатор
В первый же день школы лекции провели доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов и политолог, директор Института Кавказа в Ереване Александр Искандарян. Эксперты обсудили с молодыми участниками школы вопросы транзита от советского к современному, развития ценностных ориентиров на примере Армении и других государств постсоветского пространства и многое другое.
Маркедонов особенное внимание обратил на исторический период 1970-х годов, в основном в странах Закавказья, рассказал о движениях, создавших "трещины" в казалось бы незыблемых "стенах" Советского Союза, о рождавшихся уже тогда многих современных идеях.
Искандарян в свою очередь акцентировал внимание молодежи на тенденциях, которые формируются в отношении исторического наследия и прошлого. Он отметил, что сложившееся среди молодежи Армении отношение к СССР вполне естественно, и такие процессы закономерно протекают после распада крупных империй. По его словам, для нового поколения советская эпоха уже не так близка и актуальна, взгляды и информация существенно изменились.
"Если прежде рассказывали анекдоты об армянине, азербайджанце и грузине, то сейчас это ереванец, гюмриец, апаранец. Прежние образы уже не так знакомы новому поколению", - сказал эксперт, говоря о ментальной трансформации.
После небольшого перерыва лекцию провел профессор Российско-Армянского и Американского университетов Ашот Восканян. Он говорил о пропаганде в СССР образа идеального государства, реализация которого была отнюдь не идеальна, о периодах, когда народ не боролся с отдельными недостатками, а начинал противостоять государству, об эпохе Перестройки.
"Перестройка — это не абстракция, это люди. Если эти люди "встали" ради Карабахской проблемы, значит, этот вопрос и воплощал собою Перестройку", - сказал Восканян.
Он добавил при этом, что отношение к СССР не может быть однозначным, поскольку в разные периоды Советский Союз представлял собою колоссально разные явления.
После лекций состоялся семинар "Восприятие советского прошлого молодежью: общее прошлое и не только". В рамках семинара участники, разделившись на команды, представляли презентации по разным тематикам. Позже были подведены итоги первого дня, а также был проведен межкультурный вечер, где участники представляли свои страны.