Нана Мартиросян, Sputnik
Хотим того или нет, но кладбища являются неотъемлемой частью нашей жизни. Человек может ни разу в жизни не ходил в театр, на оперу, в кино, никогда не посещал библиотек, однако по меньшей мере однажды бывал на кладбище. Мой дед любит повторять: чтобы понять систему ценностей жителей того или иного города, села, понять их видение жизни, нужно пойти на местное кладбище.
Именно это наставление невольно вспомнилось в тот момент, когда я ступила на территорию кладбища села Норатус в Гегаркуникской области Армении. Благодаря 800 хачкарам (камням-крестам), установленным здесь с IX по XVII века, это место давно стало туристической достопримечательностью.
Кладбище Норатуса — второе по величине после древнего армянского кладбища в Джуге (Нахичеван). Налицо разделение на три явных сегмента — хачкары и надгробия, надгробные камни с элементами европейского классицизма и могильные плиты новейшего времени. На надгробиях всех этих исторических периодов можно заметить многочисленные символы, которые представляют интерес для посетителей.
Специалист по семиотике, представитель комиссии по культуре Общественного совета Армении Гагик Манасян отметил, что символы на надгробиях сложно рассматривать с научной точки зрения, поскольку, по его мнению, они являются всего лишь частью местного фольклора.
Однако историк, специалист по армянским памятникам Самвел Карапетян считает, что на надгробных плитах отражены ценности эпохи и мировоззрение местных жителей.
По словам Карапетяна, в XII-XIII веках, с учетом особенностей той эпохи, на надгробиях зачастую отражалась военная тематика. Изображались мечи, стрелы и лук, кинжалы, разные виды оружия: таким образом возвеличивали и прославляли силу и образ воина. На надгробном камне влиятельный человек часто изображался верхом на коне, и вовсе не обязательно, чтобы он был военным: он мог быть сельским старостой или даже священнослужителем. В случае со старостами на могильных плитах даже писали "кёхва" ("сельский староста").
Тогда же были широко распространены изображения на надгробиях в виде инструментов ремесленников. Если, например, изображали ножницы, то покойный был портным, коли музыкальный инструмент — то музыкантом, плуг и вол — земледельцем. Если на могильной плите была изображена расческа с нежным узорчатым контуром — значит здесь покоится женщина. Однако нередко отдельного надгробия покойнице не устанавливали: всего лишь вырезали небольшой крест на могильном хачкаре ее мужа и делали к ней надпись.
"Однако уже с XV века широкое распространение получили изображения застолий, дабы подчеркнуть влиятельность покойного. В качестве положительной характеристики человека в лингвоментальности закрепилось и до сих пор употребляется сочетание "ուտող–խմող" ("утох" (кушающий), "хмох" (пьющий) — в переводе означает хлебосольный человек, весельчак, душа компании, широкой души человек. - ред.)", - отметил Карапетян.
По его словам, во все времена устанавливались также необтесанные надгробные камни, по которым сложно определить дату и эпоху, если, конечно, на них нет хачкаров.
Между тем Гагик Манасян считает базой для исследования надгробий именно хачкары. Каждый хачкар содержит ряд символов и, что самое главное, крест. По убеждению специалиста, окончания армянского креста в виде цветочного орнамента не случайны, они символизируют воскресение и вечную жизнь, продолжение жизни после смерти.
"Один хачкар мог служить надгробием сразу для нескольких человек, однако в таком случае каждому покойному на нем посвящался один большой крест. Если несколько хачкаров установлены рядом, как это часто встречается в Норатусе, то это усыпальница целого рода", - отметил он.
По словам эксперта, надгробие служило для человека своеобразной визитной карточкой, автором которой выступали его родные. По словам Манасяна, в те времена мастера были более свободны и изображали сцены, наиболее характерные для умершего. В этом контексте, например, широко известно "свадебное" надгробие в Норатусе: согласно местным легендам, его установили в память о молодоженах, убитых солдатами Тамерлана (Ленк Тимура, как его звали армяне) прямо в день свадьбы. Эксперт же считает, что это могила сельского старосты и его жены. Изображенные на надгробии сцена застолья, винные кувшины и музыкальные инструменты призваны рассказать о хлебосольном характере усопших.
Надгробия без узоров и красочного орнамента, по его словам, свидетельствуют о тяжком социальном положении умершего, а многоступенчатые постаменты — напротив, служат доказательством состоятельности покойного. По словам специалиста, чем выше устанавливали надгробие, тем зажиточнее был покойник.
Удивительно, однако, как и в средние века, так и сегодня, в ходе "прогулки" по сельскому кладбищу можно судить о социальном положении местных жителей. Рядом с установленными в IX-XI веках большими и красочно отделанными надгробиями можно увидеть скромные хачкары. Точно так же сегодня — на фоне "многоэтажных" склепов есть совсем неприметные могилы. Глядя на те и другие, невольно задаешься вопросом о смысле жизни и бытия...