Мария Абулова, наверное, очень удивилась бы, если бы кто-то назвал ее "женщина-лидер". Скажи ей кто-то: "Вы представляете новый тип женщины в обществе", она бы, наверное, пожала плечами. Развернутые фразы и выступления на собраниях она, как видно, не очень жаловала. Дома, после рейса, ее ждали муж и дети. А работа была крайне ответственная.
"Она была первая женщина-машинист Армении", - когда автор в первый раз услышал от старших эти слова, у него замелькали стереотипы: непросто было, наверное, жить с такой женой. Что ж, кто-то гадает, а кто-то живет.
Из жизни она ушла в 1956 году. А родилась в совсем уже далеком 1898-м. 18-летнюю Марию, урожденную Сарибекову, выдали замуж за человека уже немолодого. Тогда на Кавказе (и не только) этому не удивлялись.
Из родного Тифлиса она уехала с мужем в Каракилису (будущий Кировакан, ныне Ванадзор). Там ее муж, по фамилии Абулов (Абулян), заведовал почтой и телеграфом.
В 1930-е годы она снова выходит замуж, на этот раз – по своему выбору.
Жила она в нынешнем Гюмри, а тогда – Ленинакане, городе рабочих и путейцев. Здесь же, на железной дороге, он был машинистом поезда, а она работала в бухгалтерии.
Удалось обхитрить младотурок: как армянка стала самой бесстрашной женщиной в мире>>
Во время Великой Отечественной ее муж, Корюн Коркотян, возил составы на передовую. В Белоруссии он был ранен и около года лежал в госпитале в Могилеве. Потом его вернули домой.
"Наверное, тогда бабушка и решила стать машинисткой. Может быть, чтобы помочь дедушке содержать семью. В 1945-46 годах она уже работала", - рассказывает Ашот Оганесян – внук Коркотяна и Абуловой.
Среди железнодорожников находились желающие подшутить (ты погляди – женщина-машинист!) и "подкатить". Одного из таких Мария быстро поставила на правильную колею. Душить его начала так, что несколько подоспевших рабочих и машинистов не сразу разжали ей руки. После этого "тепловозный ухажер" остыл и стал подчеркнуто вежлив.
А среди дорогих для автора фотографий его старших, есть и такая: его дед, совсем молодой, в окружении родных. Еще недавно, два-три года назад, он защищал их, будучи на фронте. А теперь он бережно смотрит на них и куда-то дальше, в прозрачное летнее небо. Рядом с ним – дочь "тети Мани", Марии Абуловой. Дед, Вазрик Коркотян, и муж Абуловой, Корюн Коркотян, были двоюродными братьями.
Флора Забел: армянская муза Бродвея>>
В Первую мировую войну Абулова была сестрой милосердия. Прожила она после этого не очень долго – сорок лет. Но каждый день ее жизни стоил многих дней. Потому что она могла не только вести, но и нести. Сначала – боль других людей, потом – трудную заботу о своих. Вот они на фото 80-летней давности – ее муж и первая дочка.