ЕРЕВАН, 11 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Заявление сопредседателей Минской группы ОБСЕ — это поддержка стремлению Азербайджана предотвратить какие-либо нововведения в переговорный процесс. Такое мнение в интервью Sputnik Армения выразил политолог Манвел Саркисян.
Он обратил внимание на пункт в заявлении, где посредники отмечают недопустимость требования односторонних изменений в переговорном формате, без согласия другой стороны.
"Без голоса Карабаха нельзя": парламентские силы Армении о заявлении МГ ОБСЕ>>
Известно, что премьер-министр Армении Никол Пашинян с первых же дней пребывания на посту заявляет о необходимости непосредственного участия Карабаха в переговорах. С этой позицией, безусловно, не согласен Азербайджан. И когда сопредседатели говорят о необходимости консенсуса для изменения формата, они не могут не понимать, что консенсус этот сейчас выглядит как из серии фантастики. Следовательно, по мнению Саркисяна, заявление практически отвечает интересам Азербайджана.
"Задача Баку – сохранение ситуации на переговорах, которая была до апрельской войны 2016 года. Любое качественное изменение переговоров невыгодно Азербайджану. А возвращение Карабаха, на чем настаивает Ереван – это есть то самое качественное изменение. Однако должен сказать, что сохранение нынешнего формата постепенно будет затруднено. Этим и обусловлена попытка посредников напомнить о себе и о принципах урегулирования", — говорит Саркисян.
В таких условиях Никол Пашинян выбрал правильную тактику, считает эксперт. Армянский премьер заявляет, что будет говорить исключительно от имени Армении и вокруг тех тем, которые имеют отношение к Армении и входят в сферу ее ответственности. А все, что касается Карабаха, должно обсуждаться непосредственно с ним. Подобная формула себя вполне оправдывает.
"Президенты могут встречаться бесконечно. Но принципы, предлагаемые посредниками, имеют отношение к Азербайджану и Нагорному Карабаху. Оторваться от этой действительности невозможно. Ни вопрос территорий, ни проблема возвращения беженцев, к кругу ответственности Армении не имеет никакого отношения. Эти вопросы должны обсуждать непосредственно с Карабахом", — добавил Саркисян.
При этом не следует думать, что руководство Армении тем самым подставляет Нагорный Карабах под давление международного сообщества. Карабах не признан, следовательно, на него не могут давить, убежден Саркисян.
Напомним, в своем заявлении сопредседатели призывают воздержаться от заявлений и действий, которые могут существенно изменить обстановку в зоне конфликта. По их мнению, нельзя требовать односторонних изменений в переговорном формате, без согласия другой стороны, или выказывать готовность к возобновлению военных действий.
Заседание Совбеза Армении впервые состоится в Карабахе>>
Также справедливое и прочное урегулирование должно включать элементы, предложенные главами стран-сопредседателей в 2009-2012 годах. Среди них указываются возвращение территорий вокруг Карабаха под контроль Азербайджана, временный статус Нагорного Карабаха, обеспечивающий гарантии безопасности и самоуправление.
Предполагается наличие коридора, соединяющего Армению с Нагорным Карабахом, определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязывающего воелеизъявления, право внутренне перемещенных лиц и беженцев вернуться в свои дома, международные гарантии безопасности, предусматривающие миротворческую операцию.
Заявление посредников вызвало ощутимый резонанс в армянских политических и экспертных кругах. Парламентские фракции в понедельник практически в унисон заявили о том, что без Степанакерта нельзя добиться разрешения карабахского конфликта.
В понедельник днем также стало известно, что премьер-министр Пашинян отправился с рабочим визитом в Степанакерт для участия во внеочередном заседании Совета национальной безопасности. Последний раз глава правительства посещал Карабах в ноябре 2018 года.