Лилит Терьян называли "мамой современной иранской скульптуры" - ее работы в стране можно увидеть повсюду, а уж на территории армянских церквей и культурных центров они почти обязательны. Скульптор и художник, вобравший в свое мироощущение традиции армянского, персидского и европейского искусства, Терьян заслужила прижизненную славу.
Лилит Терьян, а ее работы в Иране можно увидеть повсеместно, ушла из жизни в 88 лет – так же мирно и спокойно, как прожила всю свою жизнь. Про нее можно сказать, что она с малых лет имела выраженную склонность к изобразительному искусству, и вряд ли выбор занятия на всю жизнь был для нее вопросом, решенным еще в детстве. Рисовала, как все дети, как все – что-то лепила. Пластилин, глина, карандаш, картон, клей…
Армянские "первенцы" иранского футбола: за что Эскандарьяна и Теймуряна полюбили в Иране>>
После школы Лилит Терьян пришла в университет в Тегеране, где один учебный год изучала теорию изобразительного искусства, имея за плечами любительский детско-юношеский опыт. Через год пришла пора совмещать взрослую уже теорию с практикой на новом, профессиональном уровне – рамки тегеранского университета оказались тесны и идеологически, и географически, и Терьян уезжает во Францию.
В Париж, конечно, куда еще может отправиться за наукой и вдохновением художник. Высшая школа изобразительного искусства во французской столице дала Терьян, что называется, "путевку в жизнь".
Наверное, Лилит Терьян могла бы остаться в Париже, где талантливый художник не пропадет. Были бы выставки, быстрое европейское (а то и мировое) признание и, пусть даже она не стала бы классиком при жизни, но открыла бы свой салон или галерею, обеспечив себя клиентурой и положением в обществе на всю оставшуюся жизнь.
Она, тем не менее, предпочла вернуться в Иран. С 1960 года Терьян преподавала в университетах в Тегеране, в колледже изобразительных искусств. В Иране давно уже привыкли к тому, что молодые скульпторы (и даже иногда живописцы) – почти непременно ученики Лилит Терьян. С годами ее стали называть "мамой современной иранской скульптуры", как-то само собой появилось такое определение, после того, как во дворе одного из армянских храмов Тегерана появилась статуя Месропа Маштоца, вышедшая из-под ее резца.
В 2007 году иранские власти организовали специальное чествование заслуженного скульптора в музее религиозного искусства Имама Али – это случилось после успеха на VI биеннале городской скульптуры.
"Я довольно замкнутый человек, не люблю много и подолгу разговаривать. Я лучше выражу себя в линии, в цвете, в форме", - говорила о себе Лилит Терьян. Так оно и было.
Терьян не раздавала интервью направо и налево, не особенно любила съемки – снимайте лучше работы, советовала она журналистам и киношникам. И все равно оставалась в центре внимания – в связи с этим нужно в очередной раз отметить чрезвычайную внимательность иранских властей ко всем, не только выдающимся, но и просто заметным личностям, в стране проживающим.
Об этом говорит и внушительный список иранских государственных чиновников, посчитавших своим долгом выразить соболезнования в связи с уходом Лилит Терьян: среди них пресс-секретарь МИД страны Бахрам Касеми, министр культуры и исламской ориентации Ирана Моджтаба Хосейни, главы других служб и ведомств.
В новой Армении нет министерства культуры, поэтому, видимо, кончина выдающегося скульптора, нашей соотечественницы, была отмечена лишь некоторыми СМИ.
Будете в Тегеране, непременно зайдите в церкви Святой Богородицы и Святых Переводчиков – сначала посмотрите на памятники авторства Терьян во дворе, а потом и в самих храмах можно свечи зажечь.