Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Большинству из 128 действующих в Армении ломбардов вскоре, скорее всего, придется задуматься о закрытии. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон РА о государственной пошлине", подготовленный Центробанком, предполагает 60-кратное увеличение госпошлины для ломбардов и пунктов обмена валюты.
Торосян обратился к "защитникам человекоубийственной" индустрии, рестораторы готовят ответ>>
Согласно законопроекту, вместо нынешней госпошлины для ломбардов в 100 тысяч драмов будет установлена планка в 6 миллионов драмов, а для обменных пунктов – 3 миллиона драмов вместо нынешних 50 тысяч. Для банков же устанавливается пошлина в 7 миллионов драмов против 3 миллионов сейчас.
Насколько целесообразно столь резкое увеличение госпошлин сказать сейчас сложно, поскольку никаких обоснований озвучено не было, и чем оно обусловлено неясно. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил экономист Ваагн Хачатрян. По его словам, единственное разумное предположение – необходимость как-то заполнить бюджет.
"Это может привести к тому, что банки получат монополию, а обменники закроются. То есть только банки будут иметь возможность заниматься этим видом деятельности. С другой стороны, власти, возможно, исходят из соображений повышения уровня ответственности. ЦБ недавно провел в ломбардах проверки, результаты которых еще не были обнародованы. Возможно, были выявлены нарушения. Однако я не склонен считать, что правительство руководствовалось именно этим", — сказал Хачатрян.
Он выразил надежду на то, что у властей есть все же серьезные основания прибегать к столько жестким мерам, подкрепленные конкретными расчетами.
По словам экономиста, проблема в том, что целостная картина о проводимой в стране налоговой политике так и не сложилась, в противном случае многие вопросы отпали бы сами собой.
"Да, было сказано, что проводится политика, направленная на увеличение объемов экспорта, повышение конкурентоспособности, борьбу с монополией. Но по отдельным эпизодам складывается обратное впечатление. Если бы нам представили идеологию в целом, объяснили механизмы реализации, то, возможно, было бы легче ответить на вопрос, например, насколько компенсируется снижение налога на прибыль подобным увеличением госпошлины", — сказал Хачатрян.
Хачатрян надеется, что при обсуждении проекта в парламенте многочисленные вопросы все же будут озвучены и не останутся безответными.
Кандидат экономических наук, преподаватель кафедры финансов государственного экономического университета, директор ООО "Ломбард стрит" Мхитар Асланян в беседе с нами отметил, что в результате 60-кратного увеличения госпошлин для ломбардов и обменных пунктов последние попросту останутся за бортом, а монополистами рынка станут банки.
Эксперт: в Армении снижают налог для богатых за счет малого бизнеса>>
По словам Асланяна, ломбарды — та сфера, где незаконных и незарегистрированных сделок не бывает, потому что это, в первую очередь, не в интересах самих ломбардов.
"Если ваша сделка не зарегистрирована, и клиент не выполняет свои договорные обязательства, возникнет проблема при продаже залогового имущества, которое реализовать можно только законным путем и в соответствии с определенной процедурой. То есть, в первую очередь, именно ломбардам выгодно, чтобы все сделки были зарегистрированы", — сказал Асланян.
Государственная пошлина была установлена 15 лет назад. На наш вопрос о том, не обусловлено ли столь резкое ее повышение сверхприбылью, с которой работали ломбарды, Асланян ответил, что все доходы документируются, и надзорный орган в лице ЦБ с легкостью может проследить эти процессы.
"ЦБ владеет всей информацией, и если у них есть подобные данные, то они могут их обнародовать. В условиях, когда ЦБ никаких объяснений не дал и комментариев не делал, утверждать голословно, что ломбарды работали со сверхприбылью, было бы неверно", — сказал он.
По словам Асланяна, как 15 лет назад никто не удосужился обосновать экономическую целесообразность устанавливаемых пошлин, так и сегодня никто этого не делает. Центробанк назвал необоснованную, взятую с воздуха цифру, никак не подкрепленную какими-либо экономическими подсчетами.
Затрагивая вопрос потенциального ущерба, который могут понести простые граждане в случае принятия законопроекта, Асланян отметил, что на самом деле общество может оказаться в некоем состоянии "затмения" - банки начнут диктовать правила игры.
"Некоторые ломбарды, конечно, на рынке удержатся, но со временем банки сведут счеты и с ними, образно говоря. Кроме того, ломбарды выполняют одну из функций коммерческих банков, предоставляя краткосрочные кредиты под залог в виде движимого имущества только физическим лицам и только в драмах. Получается, что они берут на себя и риски в случае девальвации драма и другие", — сказал Асланян.
Сотрудник офиса экономических исследований бюро АРФД, экономист Сурен Парсян приблизительно подсчитал, какова ежемесячная прибыль ломбардов, и насколько оправдано такое увеличение госпошлины.
Ломбарды, с учетом вкладываемых средств, высокой прибыльностью не отличаются, пришел к выводу Парсян.
"В среднем каждый ломбард ежемесячно тратит около 800 тысяч драмов, включая зарплаты, содержание территории и другие расходы. А чистая прибыль составляет от 300 до 400 тысяч драмов. То есть хозсубъекты должны увеличить свой оборот как минимум на 20 миллионов, чтобы осилить 60-кратное увеличение госпошлины. Это, конечно, нереально, и большинство наших бизнесменов уйдут либо с рынка, либо в тень", — сказал Парсян.
В настоящее время ЦБ выдал лицензию 128 ломбардам и 229 обменным пунктам. Однако, убежден Парсян, при расчете ставки госпошлины, ЦБ отлично понимал, что если на рынке останется всего 3-4 ломбарда, то выплачивая по 3-4 миллиона, они смогут обеспечить те же поступления в бюджет.
"Получается, что государственный бюджет ничего не теряет, однако 98-99% хозсубъектов останутся вне рынка, а выиграют 17 крупнейших армянских банков. Лоббирует проект ЦБ, который обслуживает интересы банковской системы. Многие годы ЦБ ужесточал условия работы ломбардов и обменных пунктов, в результате чего ряд бизнесменов уже прекратил свою деятельность. Это, по сути, последний удар", — сказал Парсян, добавив, что в результате мы будем иметь сверхконцентрированный рынок, что приведет к повышению цен на услуги.
По мнению экономиста, в случае реализации законопроекта, ломбарды и обменные пункты, действующие за пределами областных центров, просто прекратят свою деятельность, поскольку устанавливается единый размер госпошлины, и варьироваться в зависимости от местоположения и прибыли хозсубъектов он не будет. По словам Парсяна, с одной стороны, речь идет о сбалансированном или инклюзивном развитии страны, с другой - значительных потерях в пропорциональности.
"Новый налог на акциз подхлестнет безработицу": в Армении бастуют производители газировок>>
Кстати, Центробанк комментировать этот вопрос отказался.
Отметим также, что поправками в Налоговый кодекс предлагается снизить налог на предпринимательскую деятельность, подоходный налог с 20 до 18%. А чтобы компенсировать потери, предлагается поднять акцизы на сигареты, водку и пиво, ввести акциз на газированные напитки, а также повысить пошлины для казино, ломбардов и обменников. Эти и другие изменения планируют ввести в обращение уже с 2020 года.