Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Квартира родителей погибшего в четырехдневной (апрельской) войне в Карабахе Адама Саакяна находится по адресу Абовяна 1/1 в Ереване.
Сейчас они живут в однокомнатной квартире с высоким потолком – в одном из тех уникальных домов, которых в Ереване почти не осталось.
Это не первая моя встреча с матерью Адама — Гаяне Антонян-Саакян, и каждый раз разговор естественным образом заходил о ее сыне. Однако сегодня все сложилось несколько иначе.
Говорят, за героями всегда стоят их матери: история Адама эту истину лишь подтверждает.
Гаяне говорит об Адаме только в настоящем времени, и если по мере прочтения материала вам на глаза попадется словосочетание "мои сыновья" — не удивляйтесь (у Адама есть младший брат - ред.).
Гаяне Антонян-Саакян – режиссер массовых мероприятий. Работать долго по специальности ей не довелось, но и этой пары месяцев хватило, чтобы кое-чего добиться: именно тогда она познакомилась с будущим мужем Хачатуром Саакяном. Поженились быстро — за месяц-полтора.
"Никогда не забуду Карена": как мать погибшего солдата обрела "счастье в квадрате">>
"Если бы тогда кто-то сказал, что можно так быстро выскочить замуж, я бы не поверила. Но ведь бывает — видишь мужчину и понимаешь, что просто хочешь от него детей? У нас именно так и случилось. Мы встретились во время съемок, влюбились и вскоре поженились", — рассказывает Гаяне.
Хотя, признается женщина, мгновенные решения даются ей далеко не всегда. Иногда надо взять паузу, перевести дух и только потом, что называется, отрезать.
После замужества работу пришлось бросить, чтобы посвятить себя детям – няни в ту пору особенно популярны не были. Да и времени молодым супругам нужно уделять друг другу больше, говорит она.
"Если мужа не уважаешь, никакой радости в браке не будет – пусть он хоть мир подарит. Это все преходящее. С годами любовь меняется, но свежесть чувств, теплоту, искру нужно уметь сохранить. И еще – человека надо принимать таким, какой он есть. Да, с годами у него морщинки появляются, седина, но ведь и ты не молодеешь. Но если основа крепкая, семья не распадется", — говорит Гаяне.
В каждом возрасте у счастья — свое лицо: для Гаяне на этом этапе оно ассоциируется с сыновьями. Рассуждая о счастье, она ищет глазами фотографии Адама — а их в комнате очень много.
"Я считаю, что Адам живее в каком-то смысле живых. Это может показаться странным, но да, это тоже счастье, хоть и полное боли. Я горжусь тем, что мне удалось воспитать мальчика, за которого стыдно никогда не будет", — делится со мной Гаяне.
Младший брат Адама уже женился. С невесткой очень повезло - она им как дочь. И это тоже другая ипостась счастья, говорит Гаяне.
Молодые, кстати, познакомились благодаря Адаму. Девушка нарисовала его портрет и принесла в подарок. Так и познакомилась с братом своего героя.
Гаяне считает, что секрет прочности армянских семей — в заботе, и этим мы, армяне, отличаемся от других. Женщина признает, что иногда гиперопека армянских мам переходит границы разумного. Но что поделать — такие мы. А научились у кого? У своих родителей.
"Говорят, наше поколение поздно повзрослело, потому что родители слишком долго относились к нам как к детям. Здесь есть свои минусы, конечно, но это и особенность такая: для нас ребенок остается ребенком в любом возрасте. Я сама не люблю вмешиваться в жизнь сыновей, но не могу не беспокоиться. Пока не дождусь домой, спать лечь не могу", — говорит Гаяне.
Адам Саакян: школа увековечила память героя нашего времени>>
Когда разговор зашел о том, что ей помогает расслабиться, Гаяне вспомнила, что когда-то очень любила рок-музыку. Но рок надо слушать во всю мощь, тихо – не тот эффект. Именно музыка и прогулки помогают ей прийти в себя.
"Мои мальчики любят музыку, как и я, особенно традиционную, классическую музыку и рок. Интересно, что и мы с мужем, и сыновья любим прогуливаться по Каскаду. Там приятная атмосфера. Вообще "таманяновский" Ереван был очень красивым и правильно спроектированным", — сказала мать Адама.
Планов на будущее у Гаяне много, но самый важный – открыть дом-музей, посвященный Адаму. Мать героя говорит, что в доме есть много связанных с ним вещей – картины, книги, даже скульптуры. Гаяне хотела бы собрать все это в одном месте.
"Насчет дома-музея Адама в голове роется много мыслей, но бывают моменты, когда ты должна взять паузу - и только потом принять решение", — повторяет Гаяне.
P.S. По дороге в дом Адама я продумывала много сценариев: как начать разговор, как продолжить. Немного волновалась. Заходишь в однокомнатную квартиру Адама, и все здесь напоминает о нем.
Однако фотографии и картины, развешенные по всему дому, совсем на вас не давят. Никакой неловкости не возникает, и разговор завязывается как-то сам собой – в обход всех придуманных тобой сценариев.