ЕРЕВАН, 26 мар — Sputnik. Уже год прошел со дня трагедии в городе Кемерово. Сильный пожар в четырехэтажном торговом центре "Зимняя вишня" произошел 25 марта 2018 года. Очаг возгорания находился на верхнем этаже, там размещались кинозалы и детские игровые зоны с аттракционами. В результате пожара погибли 60 человек, большинство из них – дети.
"Экспресс газета" подготовила материал о том, как семьи жертв ЧП провели этот тяжелейший для них год.
Елена Тесленко
В ходе пожара Елена потеряла девятилетнюю дочку Арину. В огне погиб также ее бывший муж Игорь (51 год). В тот злосчастный день Арина с папой пришли в "Зимнюю вишню" поиграть в автоматы. Они собирались уйти оттуда часам к четырем, но именно тогда начался пожар. Елена не могла дозвониться до них и поспешила в центр, а по дороге узнала о ЧП.
О смерти ребенка Елене сказали на следующий день. Она опознала своего ребенка по ботинкам.
Поначалу Елена скрывала смерть Арины и Игоря от своей старшей дочери – 19-летней Дарьи, но та все же узнала.
Затем у Елены начались панические атаки, и ей пришлось обратиться в центр кризисной помощи. С ней работают психологи. Кроме того, ей прописали антидепрессанты.
"В каждой девочке похожего возраста я вижу Аришку и думаю, что мой ребенок мог бы так бегать. До сих пор не могу это осознать и принять, это как будто не со мной. Это как страшный сон. Хочется проснуться и понять, что все хорошо", - говорит Елена.
Она практически не выходит из дома, но работает и посещает дом малютки в качестве волонтера. В ходе одного из визитов увидела двухлетнего Кирилла и забрала его к себе домой. Теперь она воспитывает ребенка, который все больше напоминает ей солнечную и светлую дочку Арину.
Элеонора Дарсалия
Элеонора Дарсалия потеряла в тот ужасный день маму – Татьяну Дарсалия, которой было 37 лет.
Девочка была с мамой в "Зимней вишне", когда начался пожар. Мать (учительница английского языка в местной гимназии) помогла дочери выйти из помещения, а сама вернулась в здание, помогать другим.
"Мне до сих пор не верится, что это произошло именно с ней, но я горжусь, что это моя мама. Она погибла, как герой, пропустив вперед себя детей, и не могла поступить иначе", - написала Элеонора в соцсети после ЧП.
Девочку тогда забрали к себе бабушка с дедушкой, родители Татьяны. Увезли ее на некоторое время из города, чтобы как-то отвлечь.
Сейчас Элеонора учится в 9-м классе той же гимназии, где преподавала ее мама.
Супруги Никулины
В пожаре погиб сын Андрея и Екатерины Никулиных – 10-летний Слава. Более того, Андрей потерял также маму и сестру.
Никулины подъехали к горящему ТЦ в то же время, что и первые пожарные. В кинотеатре находился их сын с тетей и бабушкой.
Они убеждены, что пожарные успели бы спасти людей, сидевших в кинозале, если бы действовали быстро и безошибочно. Сейчас они ждут справедливого наказания тех, кто оказался виновен в трагедии. Андрей и Екатерина ходят на заседания суда.
Справиться с горем им помогали психологи. Кроме того, им выписали лекарственные препараты. Супруги совершили паломничество, которое было организовано местной епархией. Признаются, что ждут, когда полегчает, и что-то изменится в их жизни.
"Теперь один день ничем не отличается от другого. Проснулся, встал, помылся, покушал, пошел на работу, вернулся домой и лег спать. Все. Никакого стимула. Пустота. Понимаю, надо себя вытаскивать из этого ада. Надеемся, что сейчас, когда прошел год, полегче станет", - говорит Андрей.
Сергей Москаленко
Одиннадцатилетний Сергей потерял всю семью в том ЧП – папу Андрея (34 года), маму Олесю (36 лет) и сестренку Ксению (4 года).
Самому Сереже помог выжить отец: Евгений вытолкнул его из окна во время пожара, а сам погиб вместе с женой и дочкой.
Тогда мальчик был госпитализирован в очень тяжелом состоянии. Когда очнулся, ему сообщили, что родных больше нет. После этого ему стало плохо, рыдал долго, но помогла помощь психологов.
Сережа сейчас живет с бабушкой, он прошел повторный курс реабилитации, занимается спортом, учится хорошо. Мальчик мечтает поступить в Президентское кадетское училище. Но это не значит, что все осталось позади.
"С тех пор бывает, что он замыкается. Смотрит особенным таким взглядом", - признается бабушка Сережи.
Супруги Ковалевские
У Марины и Эдуарда Ковалевских в пожаре погибли сын Егор (9 лет) и дочь Светлана (5 лет).
Родители вспоминают, что Егор рос настоящим мужчиной, а Света была творческой девочкой, отлично пела и танцевала.
До похорон детей Марина не выходила на улицу – только ездила к следователю. В конце апреля 2018 года женщина попала в больницу. А когда выписалась, вместе с мужем уехала за город, где и живет сейчас. В их квартире в Кемерове они ничего не изменили: детские игрушки, щетки, школьные принадлежности, личные вещи лежат на своих прежних местах. Но вернуться туда Марина и Эдуард уже не в силах.
Игорь Востриков
После пожара в торговом центре "Зимняя вишня" в России и далеко за ее пределами узнали о трагедии Игоря Вострикова. Он потерял жену, троих детей и сестру.
Во время пожара жена позвонила Игорю и сообщила о происходящем. Он примчался к торговому центру, но было уже поздно. Следующие дни он провел в штабе, пытался выяснить все обстоятельства этого ЧП, найти виновных.
"Комсомольская правда" выяснила дальнейшую судьбу Вострикова. Несмотря на ужасное горе, мужчина не сдался. Вел довольно активную жизнь, посещал курсы по психологии, торговле. Посетил Таиланд, затем перебрался в США. На годовщину гибели семьи он вернулся в Кемерово.
По признанию самого Игоря, столь насыщенная жизнь помогла ему не сойти с ума. Он старается не падать духом и держаться изо всех сил. Уже может спокойно смотреть на других детей и задумывается о создании семьи.
Игорь Сабадаш
Портал ngs24.ru также выяснил дальнейшую судьбу еще трех человек, чьи родные погибли в «Зимней вишне». Так, 49-летний водитель Игорь Сабадаш потерял в пожаре 23-летнюю дочь Алену и нескольких близких людей.
Мужчина рассказывает, что с выплатами власть не обманула – за каждого погибшего родные получили по 5 миллионов рублей. Позже Красный Крест выделил на каждого погибшего еще 1 миллион рублей и 2 миллиона выплатили из специального фонда, куда приходили пожертвования со всей страны. Выжившим, в зависимости от степени тяжести травм, местная власть выплатила от 400 до 800 тысяч рублей.
Мужчина признается, что и его самого, и родных других погибших коробят дискуссии по поводу выплат.
"И когда начинается такая дискуссия, я говорю: давай отдам тебе деньги, а ты мне ребенка моего. Как будто я похоронил котенка или собачку, а не свою дочь. Люди смерть детей (ставят – ред.) на второй план, а (на первый) выставляют материальное: типа вам помогли, а что вам еще надо?" — говорит Сабадаш.
Ирина Сыпко
У 38-летней Ирины Сыпко во время пожара погибла 11-летняя дочь Лиза – лауреат 1-й степени по фортепиано и лыжница школы олимпийского резерва. В тот день она вместе с мачехой отправилась в кинозал, расположенный в ТЦ «Зимняя вишня».
"Я в СК была и видела последнее видео: они вышли оттуда (из кинозала – ред.), вышли к двери запасной, которая была закрыта. Так погибло 23 человека", - рассказала Ирина.
Люди задохнулись в дыму перед закрытой дверью в нескольких метрах от пожарной лестницы. Охранник, который должен был открыть запасные выходы, испугался и убежал домой.
Ирина Сыпко пришла в себя только на третий день. Полгода не могла работать. Но вот уже второй месяц, как стала выходить из дома. Говорит, что на работе ее все поддержали и материально, и морально.
Сейчас женщина продолжает посещать психологов, но все равно не видит смысла в жизни. Признается, что хочет детей, но боится, что не сможет любить их так, как любила дочку.
"Сейчас у меня непонятное состояние. Цели в жизни нет. Я жила только ребенком. <…> Дома все осталось. Игрушки… (Плачет.) Какие-то вещи, которые обновлены, куплены мной были", - говорит, плача, Ирина.
Сейчас она хочет дождаться того, чтобы все, кто оказался на скамье подсудимых, были наказаны.
Евгения Захарова
У Евгении Захаровой тоже большая потеря. Во время ЧП сгорели ее пятилетняя дочь Вика и 32-летний муж Станислав.
В этом году Евгения заканчивает кемеровский медколледж: никаких сил не было, но она когда-то обещала мужу и решила сдержать слово.
Недавно женщина купила квартиру в Новосибирске.
"Я не могла найти себе место, уехала в другой город — в Новосибирск. Куда, к кому — непонятно. Просто уехала, невыносимо там находиться было. Для меня время непонятно как шло. Я его не чувствовала. Могла просто просидеть целый день, а потом только понять, что вечер и спать надо. Вот такое происходило… Время не чувствуется вообще", — заметила Евгения.
Практически все вещи погибших мужа и маленькой дочери Евгения раздала друзьям и родственникам.
Отметим, в рамках уголовного дела, которое было возбуждено после пожара в ТЦ, арестованы 15 человек. Среди обвиняемых – собственники и управляющие зданием, охранник, теперь уже бывшие руководители областного МЧС, а также ответственные за ввод торгового центра в эксплуатацию, пожарную сигнализацию и непосредственное тушение огня на месте происшествия.