Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Казалось, что завязший в геополитических проблемах на евразийском континенте Кремль не решится вмешаться в ситуацию, складывающуюся в Боливарианской республике. Да хотя бы потому, что логистика, которая потребуется от такого вмешательства – дело дорогостоящее. Десять тысяч километров – это не игрушки, и переброска на такие расстояния даже гуманитарную помощь может влететь в копейку.
В Венесуэлу из России прибыли явно не "вежливые человечки"
Не говоря уже о какой-нибудь военной помощи, армейской технике, специалистах по компьютерам, которыми оснащены нынешние средства ПВО. Ведь сама венесуэльская противовоздушная оборона – это сплошь системы российского производства (начиная от систем элементарных ЗУ-23, "Бук", "Тор М1", и заканчивая двумя дивизионами ЗРК С-300ВМ), для обслуживания которых необходимы российские же специалисты.
Однако люди, разрабатывающие политическую операцию по свержению Николаса Мадуро, просчитались, и два российских борта, на днях севших в Майкетия (под Каракасом) – тому подтверждение. Транспортный "Руслан" (Ан-124, "Кондор" по НАТО-вской кодификации) привез порядка 35 тонн военного оборудования. А пассажирский дальне-магистральный Ил-62 ("Классик" по той же кодификации) в аэропорту имени Симона Боливара высадил сотню российских армейских специалистов.
Чем будут заниматься инструкторы, прибывшие в Каракас, пока официально не говорится. Вообще отныне все, что связано с передвижениями российских военных подразделений, покрыто полным мраком – это однозначно приемлемо. Однако не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать – это не спецназ, не те самые "вежливые человечки", о которых в свое время так много было сказано в западных масс-медиа.
Функция прибывших – явно не физическая охрана избранного президента Венесуэлы. С этим, кажется, великолепно справляются кубинцы и, как ни странно, китайцы. Хотя почему странно? У Китая инвестиций в венесуэльскую нефть – порядка 50 миллиардов долларов. И завязаны договора исключительно с законным, избранным правительством Боливарианской республики.
"У вас ровно 72 часа": Венесуэла выдворяет всех американских дипломатов>>
Однако не о зарубежных инвестициях и не об иностранных сверхдержавах, занимающих свои экономические интересы в Венесуэле, сегодня речь. Интересы столкнулись более серьезные – геополитические. И если судить по реакции американских высокопоставленных дипломатов и сенаторов, то расчеты на то, что в ситуацию, которую раскручивают Соединенные Штаты на Западном полушарии, никто не посмеет вмешаться, не оправдались.
Когда сирийский урок – не впрок, а Россия явно решила действовать на опережение
Именно поэтому так нервно и эмоционально высказывался в своем аккаунте в Twitter помощник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. "Соединенные Штаты не потерпят вмешательства враждебных иностранных военных держав в общие цели Западного полушария - демократию, безопасность и верховенство закона. Венесуэльские военные должны поддержать народ Венесуэлы", – написал он. А поскольку незадолго до этого резкого высказывания Болтон заявлял конкретно, точечно в адрес России, чтобы та вдруг не смела посылать туда военные самолеты, а посылала гуманитарную помощь, то все встает на свои места. Верно?
Равно как и то, насколько нервно отреагировал председатель американского Госдепа Помпео на "присутствие военных РФ в Венесуэле для поддержки незаконного режима Николаса Мадуро", отмечая, что "действия РФ усиливают напряженность в Венесуэле". А ведь еще есть спешное (всего 40 минут) обсуждение и принятие закона "О предотвращении российско-венесуэльской угрозы" американскими конгрессменами.
По всему этому уже можно заключить, что что-то в Венесуэле пошло не так, как планировали американцы. И это "что-то" - прилет всего лишь двух российских бортов в майкетийский аэропорт. И дело не в том, сколько военных специалистов – инструкторов, и сколько военного оборудования прибыло из России. Проблема в том, что именно из России, которая дала отпор американцам на сирийском военно-политическом треке. Ведь всем стало ясно, что Россия готова рискнуть и поднять ставки в серьезной геополитической игре под названием "усиление своего влияния на Ближнем Востоке".
А поскольку Вашингтон изначально не предполагал, что Москва рискнет, то и контрмер не было предусмотрено. И российские ВКС оказались в выигрыше, поскольку смогли не ввязаться в наземные операции, как это предсказывали некоторые прозападные эксперты, предрекшие России поражение, как в Афганистане.
А оттуда в Венесуэле и до российской военной базы недалеко
Однако есть в ситуации, складывающейся в Венесуэле, и кардинальные различия от того, что изначально творилось в Сирии. И самое главное – венесуэльская армия, которая устояла перед попытками расколоть ее. Насколько известно (и об этом говорят в первую очередь именно западные источники), повелись на обещание американцев дезертировать и получить обещанные 20 тысяч долларов лишь тысяча человек. Притом и обещанных денег они так и не дождались.
То есть в распоряжении у Николаса Мадуро сегодня полностью оснащенная и вооруженная 160 тысячная армия, которая в большинстве своем не предала своего главнокомандующего (тысяча человек – это несерьезно), в отличие от ситуации в Сирии. И вооружена она весьма и весьма хорошо – вплоть до военных истребителей российской сборки Су 30МКВ и американских Локхид Ф-16, а еще мощнейшей для региона системой ПВО.
Следует помнить, что дорогу сюда уже проторила и российская авиация. Причем те самые сверхзвуковые стратегические бомбардировщики - ракетоносцы Ту-160, которых больше всего и опасаются на западном полушарии. Помнится, когда в декабре 2018 два таких борта участвовали в совместных российско – венесуэльских военных учениях (и приземлялись в Каракасе), это американцам дико не понравилось. Настолько, что именно тогда и возник в недрах Сената США тот самый проект закона о "противодействии российскому влиянию в Венесуэле". И именно этот закон в спешном порядке и приняли сейчас сенаторы.
США готовят вопиющую провокацию в Венесуэле: Россия предупредила Совбез ООН>>
А сейчас получается так, что уроки сирийской (еще неоконченной) войны могут пригодиться и в Венесуэле, где, хочется надеяться, воевать ни с кем не придется. Здесь нет террористического формирования наподобие ИГИЛ (запрещенная в России и ряде стран террористическая организация).
Здесь Россия всего лишь должна присутствовать в рамках давних (подписанных еще в мае 2001 года) договоренностей двух стран о военно – техническом сотрудничестве. И тогда в Вашингтоне будут долго и упорно размышлять – рискнуть ли на интервенцию в Боливарианскую республику или нет. И взвесив все "за" и "против", скорее всего решат не рисковать, поскольку прямое военное столкновение Соединенных Штатов с Россией не входит ни в чьи планы.
Другое дело, что в геополитическом контексте сложившаяся ситуация для американцев - хуже некуда. Ведь прибывшие российские военные должны будут как-то обосноваться в стране. Будут подтягивать резервы, технику. Разрабатывать необходимую армейскую инфраструктуру. А оттуда и до небольшой военной базы недалеко… Вот и получится, что Вашингтон, затевая операцию по свержению Мадуро в Венесуэле, сам накликал на себя беду. Наличие потенциального противника непосредственно в своем подбрюшье. Мало им было Кубы…