ЕРЕВАН, 28 мар — Sputnik, Ашот Сафарян. Состояние лифтов в подавляющем большинстве зданий в Ереване – одна из наиболее острых коммунальных проблем в столице Армении. Старые подъемники, прозванные в народе "лифтами смерти" из-за ряда случаев гибели людей, нуждаются в скорейшей замене, однако денег для этого у столичных властей по-прежнему нет.
По крайней мере, так говорится. Хотя замена "лифтов смерти" была одним из ключевых пунктов практически всех участников гонки за кресло мэра на прошлогодних сентябрьских выборах. Новый градоначальник был избран, но старые лифты остались.
Между тем, столичный градоначальник Айк Марутян в четверг заявил, что работа по замене лифтов уже началась. Но полностью решить эту задачу мэрия в одиночку не в состоянии, признался глава столичной администрации.
"Это связано с огромными средствами, и мы сейчас пытаемся найти деньги при сотрудничестве с частным сектором. Если бы у государства были деньги, то процесс давно начался бы. Но поскольку мы не хотим увеличивать внешний долг, вынуждены искать другие решения", - сказал мэр.
Между тем, свой вариант решения проблемы есть у Минска. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения посол Беларуси в нашей республике Игорь Назарук отметил в частности, что они уже несколько раз предлагали армянской стороне наладить совместное производство лифтов. Белорусская продукция, по мнению посла, является наиболее оптимальным вариантом в плане соотношения цена-качество-надежность.
"Тема лифтов обсуждается уже не первый год. И белорусская сторона не первый год предлагает не просто поставлять лифты в Армению, а организовать их совместное производство. Понятно, что это будет компания-резидент Армении, будет платить налоги в госбюджет страны. Также будут открыты новые рабочие места", - говорит дипломат.
В качестве препятствий для реализации такой идеи посол назвал, в частности, нерешенность вопроса с собственниками жилья и возможное отсутствие источников финансирования для создания предприятия (Беларусь предлагает вариант софинансирования – ред.).
Назарук не понимает, как была произведена приватизация, когда вдруг и подъезд, и лестничные марши стали чей-то собственностью (в Ереване это общая собственность жильцов – ред.). В Беларуси, например, человек имеет право на приватизацию конкретных площадей, которые он занимает. Все остальное не принадлежит частнику. Следовательно, вопрос модернизации лифтового парка "весьма легко и изящно решается".
"Беларусь может участвовать в софинансировании производства, она также может оказать содействие. Но когда мы приходим в другую страну, мы должны считаться с законодательством, с условиями ведения бизнеса. Для прихода Беларуси нужна не только экономическая возможность, но и политическая воля", - убежден посол.
Дипломат около двух недель назад получил письмо от руководства предприятия "Могилевлифтмаш" о том, чтобы организовать в Ереване встречу с компетентными структурами. Сейчас белорусская сторона ожидает ответа армянских властей.
Отметим, что Армения и Беларусь состоят в одном интеграционном объединении – Евразийском экономическом союзе, хотя в последнее время отношения между Ереваном и Минском стали несколько натянутыми из-за вопроса с назначением генсека ОДКБ.
Посол не стал комментировать эти сюжеты, напомнив лишь о первой и весьма теплой встрече, которая состоялась между новым премьером Армении и президентом Беларуси в мае прошлого года в Сочи.
Лифты, получившие "неуд": в МЧС Армении отчитались по проверкам, вопрос остался открытым>>
По его словам, белорусская сторона никогда не дает повода, чтобы о ней думали иначе. Другое дело, как партнеры воспринимают те или иные решения и действия Минска. Дипломат заверил, что эти решения всегда соотносятся с международными обязательствами Беларуси, ее правами и возможностями.