Нана Мартиросян, Sputnik Армения
Каждый год во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма здания во многих столицах мира окрашиваются в синий цвет, а на экранах и баннерах появляются фрагменты пазла.
Жить под одним солнцем в Армении, или Сила добра лишней хромосомы>>
Именно этот цвет и фрагменты являются символами аутистического расстройства. Центры, где детей с аутизмом адаптируют к социальной жизни, для меня навсегда запомнятся как собранная из фрагментов пазла картина в синих тонах, с яркими цветными пятнами и детскими улыбками.
Два таких центра мы посетили вместе с супругой президента Нунэ Саркисян.
В реабилитационном центе для детей с инвалидностью "Лусэ" фонда "Ереван – моя любовь" маленькая Виктория играла и постоянно поглядывала на дверь, где ее бабушка Грета рассказывала об особенностях девочки.
Мир "особенных": врачи в Армении уверены — проблемы не у детишек, а у их родителей>>
Совсем недавно Викусик (так ее называет бабушка) совсем не разговаривала, но спустя некоторое время удивила воспитательницу Гаяне простым вопросом — "Ты кто?".
А теперь она практически социализировалась и уже легко говорит, рисует и… капризничает. Кстати, рисует она на всем, что попадается под руку, и всегда солнышко с разноцветными лучами. Ее бабушка думает, что так девочка выплескивает эмоции.
"Когда я с кем-то разговариваю, она несколько минут внимательно нас разглядывает, а потом обязательно подходит и обнимает моего собеседника. Из-за этого ее называют "обнимашкой", — рассказала бабушка.
Заметив супругу президента, женщина просит прервать интервью и, широко улыбаясь, желает Саркисян здоровья. Та в ответ пожимает ей руку и желает того же, еще говорит, что понимает, как несладко им приходится.
Госпожа Саркисян рассказывает, когда на определенном этапе своей жизни не могла ходить, и после восстановления начала совсем по-другому воспринимать реалии.
А ты будешь мной гордиться? Во что хочет играть ереванский "придумщик" с ДЦП>>
Саркисян совершает обход по всем комнатам, знакомится с детьми, поживая каждому руку и поглаживая по голове. Дети ее не узнают и часто спрашивают, как ее зовут. Она же улыбается и повторяет "Я - Нунэ, жена президента, пришла познакомиться".
Шустрому Давиду она обещает прийти снова и попробовать приготовленную им самим пиццу. Мальчик улыбается, а когда госпожа Саркисян уходит, говорит, что она ему понравилась и теперь они друзья.
В одной из классных комнат, где детей обучают бытовым мелочам, она вдруг разувается, садится рядом с карапузами и начинает учить их чистить зубы. Дети ее не узнают, но улыбаются и повторяют за ней все движения. На выходе из комнаты ее окликает малыш громким возгласом "до свидания".
Наша следующая остановка — реабилитационный центр "Мой путь". Тут аутисты в возрасте от 1,5 до 30 лет осваивают разные бытовые навыки. Гагик с друзьями готовит салаты и отвечает на все вопросы по поводу состава.
Армянский "Хогвартс", или Как дети из "птичьего дома" ломают стереотипы>>
"А ты добавляешь в соус лимон?" — спрашивает Саркисян.
Мальчик качает головой, давая понять, что нет, начинает перечислять ингредиенты, а после протягивает ей большой стакан со свежевыжатым соком. Саркисян пробует его и хвалит.
Пока она беседует с другими воспитанниками центра, Гагик вновь подбегает, и на этот раз угощает кексом. Супруга президента просит разрешить завернуть его в салфетку и забрать с собой. Мальчик одобрительно кивает.
В другой комнате Саркисян наблюдает за играющими в настольный теннис мальчиками и присоединяется к ним. Она хорошо играет в теннис, иногда соревнуется с супругом, но ребенок "разбивает" ее в пух и прах. Пока они беседуют, я незаметно выхожу из комнаты и сталкиваюсь с улыбающимся Давидом. Малыш громко хохочет. Мы играемся и ловим на себе взгляд Саркисян.
"Вы уже подружились?" — спрашивает она меня, но ответить я не успеваю — малыш берет ее за палец и ведет за собой в комнату.
Давид усаживает ее на стул, забирается на коленки. Потом подзывает друга и начинает играть на музыкальном треугольнике. От этого звона и хохота детей по спине пробегают мурашки, а на глаза невольно наворачиваются слезы.
В глазах практически каждого родителя есть какая-то грустинка и невероятная сила — та, с которой эти родители борются за будущее своих детей, твердо веря в возможность их социализации. Каждый из них что-то рассказывает о своем ребенке, показывает его работы – картины, переработанную бумагу, глиняную вазочку и еще много другого.
"Помоги, хочу жить": армянские дети, которым от Деда Мороза ничего не надо>>
Вдруг слышим звуки фортепиано, заходим в зал, а там мальчики Вардан и Рафаэль играют в четыре руки. Рафаэль оглядывается и посматривает на собравшихся. Все, затаив дыхание, следят как их пальцы бегают по клавиатуре, и тут мальчик просит спеть с ним народную песню. Просьба выполнена.
Мы уходим, и Саркисян рассказывает, что именно дети наполнили ее день и дали повод для улыбки перед сном, вспоминая их индивидуальность и талант. Еще она убеждена, что аутизм не приговор, а возможность быть особенным. И кекс она пообещала попробовать рано утром с кофе.