Арам Рафаэлянц появился на свет 10 апреля 1897 года в Тифлисе. Семья бежала из Турции, жила бедно – пока еще трех сыновей на ноги поставишь, чтобы и они копейку в дом… Потому Арам учился там, где мог и так, как мог – в тифлисском начальном училище, попутно работая вечерами в гаражах частных автовладельцев и "Красного креста".
Интерес к автомобильной технике и летающим аппаратам у него проявился рано, и он попробовал было устроиться на заводы, связанные с авиацией. Гражданская война этому помешала, он уехал из Грузии в Армению, где, наконец, устроился в авиаотряд в Карсе – отряд, правда, простаивал из-за отсутствия топлива, а вскоре пришла пора покидать и Карс, перебираться в Ереван – уже красноармейцем.
"Ахтунг! В воздухе Нельсон Степанян!": как орел из Карабаха наводил ужас на фашистов>>
Иного пути в авиацию, кроме вступления в ряды Красной армии, тогда не было. Командиры, на счастье Рафаэлянца, попались неравнодушные, по достоинству оценили рвение молодого бойца и командировали его в Москву, в Военно-воздушную академию имени Жуковского. В таком деле, как авиация, одной теорией не обойдешься, а возможность практики подвернулась сразу: работа с добровольным Военно-научным обществом позволила Рафаэлянцу спроектировать и проконтролировать строительство авиетки (самолет небольших размеров с двигателем малой мощности - ред.), которую назвали РАФ-1. Потом были другие модификации, получали грамоты на разных смотрах, побеждали в соревнованиях.
Такая работа была очень важной по тем временам, но самолетостроение шло вперед семимильными шагами, и за ним еще надо было угнаться. А потом еще Великая Отечественная вмешалась, тут уже не до изысканных экспериментов, ты будь добр, обеспечивай нужды фронта. Рафаэлянц обеспечивал, но возникавшие попутно идеи не забывал, откладывал в памяти "на после войны".
А перед самой войной Рафаэлянц работал главным инженером Быковских авиаремонтных мастерских гражданского воздушного флота. Принял его Рафаэлянц в виде полукустарного производства, но вместе с единомышленниками за каких-нибудь два года превратил его в современный завод, который был сразу же засекречен и ему был присвоен обезличенный "инвентарный" номер – 241.
С началом войны завод эвакуировали в Тюмень, дали помещение крытого рынка, но разве такие мелочи могли остановить подвижников-авиаторов? Они и на рынке выпускали десантные планеры, а в феврале 1943 года Рафаэлянца вызывают в Москву, приказывают занять место главного инженера другого завода, где ремонтировались самолеты, попавшие в переделку в бою. Истребители ЯК-9, например, славно в войну потрудившиеся, доводились до ума именно здесь.
Война, к счастью, закончилась, а с 1947 года Рафаэлянц стал работать конструктором в Особом конструкторском бюро. Именно там он создал "Турболет" - сенсационный по тем временам аппарат.
"Турболет" впервые показали на военном параде в Тушино. Это была такая реактивная штука без крыльев, с вертикальным взлетом и посадкой, которая могла лететь в любом направлении, даже назад, не разворачиваясь для этого. Мировая пресса захлебывалась от восторженных эпитетов, а мировые конструкторы уважительно покачивали головами. Это изобретение стало одним из самых поворотных в истории авиастроения и, пожалуй, звездным часом самого Рафаэлянца.
"Электрикос всех армян", или Как Иосифьян и Петросян создавали спутники и "Бураны">>
Еще совсем не старый конструктор ушел из жизни в возрасте 64 лет, в 1961 году, во время работы над проектом пассажирского лайнера – тоже с вертикальным взлетом, того же типа, что и "Турболет".