Нет ни одного уголка в мире, где бы не жил хоть один армянин, и нет такой сферы, где хотя бы один армянин не добился успеха. Конечно, это – результат множества тяжких испытаний, выпавших на долю армянского народа: погромы, геноцид, лишение родных, Отечества, беженский путь. Еле избежав смерти, армяне вынуждены были все начинать с нуля на чужбине.
После Геноцида армян в Турции сиротские дома были созданы как в Армении, так и в других странах мира, куда перебрались наши соотечественники. Один из них – приют "Араратян" – сначала функционировал в Иране, затем – в Ираке, а в 1921 году был переведен в Иерусалим. Приют стал вторым домом для порядка 900 сирот-армян.
Однажды супруга будущего императора Эфиопии Раса Тафари Маконнена побывала в Иерусалиме, где ее сопровождала армянка по имени Аракси. Возможно, именно по ее предложению, будущая императрица посетила Армянский квартал и приют "Араратян". В своих мемуарах Аракси рассказывает, как гостья из Эфиопии была впечатлена встречей с армянскими детьми, тронута их историями и даже пообещала принять их у себя на родине.
В 1924 году фактический глава Эфиопии, будущий император Рас Тафари Маконнен отправляется в Швейцарию, чтобы представлять государство в Лиге наций. По дороге он останавливается в Иерусалиме, где, уже по просьбе своей супруги, посещает патриархат Армянской Апостольской Церкви. Здесь его встречает духовой оркестр, состоящий из 40 сирот приюта "Араратян".
Армянский ковер Белого дома и 50 граммов риса для голодных сирот>>
Выступление детей настолько впечатляет эфиопского лидера, что он обращается к архиепископу Егише Дуряну с просьбой разрешить ему усыновить этих сирот и забрать с собой в Африку, где он обеспечит их всем необходимым, в том числе – едой и жильем.
Поскольку в приюте на тот момент уже была проблема с нехваткой мест, то руководство учреждения и Дурян соглашаются устроить хотя бы 40 сирот.
6 сентября 1924 года дети вместе с основателем и руководителем оркестра Геворком Налбандяном (который через несколько лет, по просьбе будущего императора, напишет первый государственный гимн Эфиопии) уже были в Аддис-Абебе. А на следующий день они встретились с Тафари.
"Вы мои дети, ни о чем не беспокойтесь, я позабочусь о вас, как о своих детях", - сказал он, обращаясь к армянским сиротам.
40 сирот-армян сформировали имперский духовой оркестр Эфиопии под названием "Абпа личоче" (что в переводе с амхарского языка означает "Сорок детей").
Древний Армянский квартал: Лапшин рассказал о запретной части Иерусалима>>
В 1925 году "Абпа личоче" выступил на новогоднем вечере, передав всю прибыль от концерта Всеобщему армянскому благотворительному союзу (AGBU) для приютов.
"Ваша исключительная преданность стране глубоко тронула меня. Горжусь тем, что люблю армян. Это наш семейный подход, мой отец тоже любил армян. Люблю вас не только как граждан моей страны, моих подданных, но и за то, что армяне всегда тепло относились к Эфиопии. Сегодня вы в полной мере проявляете свою теплоту", - так относился эфиопский лидер к армянам.
2 ноября 1930 года во время церемонии восшествия Раса Тафари Маконнена на престол (при этом он получил имя Хайле Селассие I) именно оркестр "Абпа личоче" исполнил гимн Эфиопии.
По мнению эфиопских и зарубежных музыковедов, "Абпа личоче" сыграл важную роль в деле развития музыки в Эфиопии.
В 1936-1941 годах, когда фашистская Италия захватила эту африканскую страну, оркестр распался. А вот уже после окончания войны Геворк Налбандян и большинство участников оркестра продолжили свою музыкальную деятельность в Эфиопии.