Почему армяне сходят с ума не так часто, как не армяне? (Политический психоз не в счет). В самом деле, много ли вы видели армян, теряющих рассудок от общения со звездами театра, кино или эстрады? Огласите список! Вот и я в затруднении.
Во времена, когда профессиональные московские фанаты срезали с пиджаков оперного тенора Лемешева пуговицы, а позднее рвали на сувениры эстрадного певца из Югославии Джорджа Марьяновича, тот же Марьянович, приезжая в Ереван, встречал восторженный прием, но без всяких посягательств на прикид и, тем более, несанкционированные контакты с телом. Могу подтвердить - точно так было и с Эдди Рознером, Андреем Мироновым, Никитой Симоняном, не говоря уже о сугубо армянских знаменитостях во главе с Шарлем Азнавуром, которых тоже было много.
Сказать, что футболиста Овивяна в Армении любили - ничего не сказать, но чтоб болельщики не давали кумиру прохода на улицах, а девушки вешались в подъезде на шею, склоняя к любви на всю жизнь, такого не наблюдалось. Хотя, когда Овивяна взяли в армию, чтоб играл за московский ЦСК, восстал весь Ереван, откуда, если по справедливости, и надо вести отсчет массовых протестов в Армении.
Президенту Саркисяну за своих не стыдно: армянские красавцы показывают высший класс>>
А так, были и есть у нас Грачья Нерсесян, Метаксия Симонян, Ованес Бадалян, Офелия Амбарцумян и Форш, и Тата, и несколько своеобразный Арменчик, и еще десятки других кумиров широких слоев населения, которых нынче называют "звездами", однако, умопомрачение тут и рядом не стоит. Чуть ниже я представлю свою версию психической устойчивости нации к отягчающим рассудок стрессам, а пока, чтоб было понятней, несколько заметок-воспоминаний из путевого блокнота.
…Джона Леннона из The Beatles убили в 1981 году. Убил Леннона, как известно его фанат. В 1986-ом, проезжая ранним утром по семьдесят второй улице Нью-Йорка, я увидел в подворотне толпу молодых. Стояли, ничего не говорили, ничего не делали.
— Это "Дакота" дом, где жил и где убили Леннона, - объяснил водитель.
— А зачем они стоят?
— Любят…
…Магдебург времен ГДР. Гостиница. Входит Дин Рид, красавец-певец, любимый всеми, кроме американского правительства. Нелюбовь - от отказа воевать во Вьетнаме. Рид заходит в лифт, сопровождающие девицы остаются в холле. Девушки обвешаны постерами" "Дин - я твоя!".
…Аэропорт во Франкфурте-на Майне. В зал транзитных пассажиров входит популярный в России певец Игорь Николаев. Реакция - ноль. Пассажирам ни кисло, ни сладко, не солено и не горько. Николаеву, особе, приближенной к самой Пугачевой, зябко, он в некотором недоумении, однако, певец не теряет надежды найти поклонников. Хоть одного. Находит. Сразу двух. Ими оказываются парни из Армении, подходят, просят автограф. Певец подписывается на посадочных талонах. Довольны все!
…Ереван. Армянка, обожающая Тата, приехав из Америки в Ереван, приходит домой к певцу, говорит хорошие слова и вручает букет. Певцу приятно, но не больше того, жене певца тоже приятно, но меньше, армянка из страны, где Джон Леннон, Майкл Джексон, Рей Чарльз и другие, в недоумении.
Эта армянка стала первой в США: как Анна Тер-Варданян покорила американский флот>>
В свое время (семидесятые-восьмидесятые прошлого века) многих представителей армянской богемы можно было видеть в кафе, примыкающем к гостинице "Ереван", у кинотеатра "Москва", рядом с домом художников, неподалеку от театра имени Станиславского. Местоположение обязывало.
Известные всей Армении (и не только) артисты, художники, поэты приходили сюда общаться друг с другом, их поклонники сидели за столиками рядом. Пуговиц с пиджака артиста Грачья Нерсесяна не срезали, в объятья кинозвезды Хорена Абрамяна не бросались, автографов у скульптора Кочара не вымаливали, и вообще, в специальных отделениях психиатрических клиник их не ждали.
Почему так? У армянских собственная гордость, на кумиров смотрят свысока? Нет, не смотрят, но и на голову себе не сажают. Что одинаково полезно как одним, так и другим. Врожденное стремление к индивидуализму брало верх над стадным инстинктом.
А еще, как мне кажется, дело в высокой самооценке каждого из нас, со всеми, вытекающими из этого последствиями, больше положительными, чем отрицательными. Любовь и восхищение кумирами чувство собственного достоинства не отменяет.
Картина решительно меняется, когда вместо театральной сцены воздвигается политическая, и тогда сотворение идолов переводится на поток. Что дальше - поначалу зависит от идолов, а дальше, опять от тех, кто их придумал.
Если вы вдруг вспомнили персон из нашего нашего недавнего прошлого, то вы вспомнили правильно.