Нана Мартиросян, Sputnik Армения
Встреча с всемирно известным пианистом Александром Романовским была назначена ровно на полдень. По привычке, приехали загодя. Стоя за дверью репетиционного зала, слушали, как он играет, долго не решались войти — не хотели мешать. Преодолев застенчивость, приоткрыли, наконец, дверь и начали фотографировать. Романовский улыбнулся и тепло нас поприветствовал.
Пианист так гармонично смотрелся у рояля, что я решила провести интервью, не отходя от инструмента.
Александр не возражал. Прикрыл крышку рояля, откинулся на спинку стула. Пианист к разговору готов, мы— тоже.
Вау, я женщина, или "Что-то интересное" от дирижера Деборы Вальдман в Армении>>
Разговор естественным образом начинается с Армении, которую артист уже успел полюбить. Говорит, зритель тут теплый, и еще она напоминает ему Италию, где он долго жил. И кухня армянская ему очень напоминает итальянскую, ведь принцип один – все блюда готовятся из качественных и свежих продуктов.
Пианисту нравятся лаваш, долма, и конечно, шашлык - хотя признается, что не может и дня прожить без пасты. Еще он успел посмотреть многие достопримечательности: Гарни, Гегард, Хор Вирап, но больше всего его все же впечатлили люди.
"Многие критикуют итальянцев за то, что они непунктуальны. Но они умеют ценить и создавать настоящие человеческие отношения, у них есть искренняя заинтересованность в том, чтобы тебе было хорошо, даже если ты незнакомец. Их отличает гостеприимство и человечность. То же самое есть и в Армении", – говорит он.
Еще ему нравится армянская музыка, в частности творчество Арама Хачатуряна и Микаэла Таривердиева. Вообще, он не представляет жизни без музыки. Пианист рассказывает, что она вошла в его жизнь постепенно. Все началось с учебы в школе искусств, где в пятилетнем возрасте он пел в хоре и играл на фортепиано. А когда оказался перед выбором — петь или играть, то, последовав совету родителей, остановился на фортепиано.
Лишь спустя годы, он осознал – выбор был правильным: это тот инструмент, возможности которого безграничны. И с каждым днем Романовский любит его все больше.
"Был случай, когда я осознал силу музыки. Мне было шесть лет и мальчишки-хулиганы с нашего двора подловили меня, отобрали игрушечный пистолет. Начался разговор о том, что я пою и один из них захотел, чтобы я спел. И я спел. Это была церковная музыка. Им очень понравилось. Они попросили спеть еще, но я согласился лишь после того, как отдали пистолет. Это было замечательно. Уличные мальчишки заслушались, и тогда я понял, что музыка имеет большую силу", – рассказывает он.
Музыкант честно признается, волнение охватывает его перед каждым выходом на сцену. И сравнивает сцену с войной. И там, и там люди должны уметь управлять своим страхом. Но важно при этом преобразовать волнение в нечто позитивное, считает он. Пианист говорит, что музыка часто ему помогает, и вне зависимости от душевного состояния или настроения, он всегда в первую очередь играет для себя.
"Просто мне без этого плохо. Это как дышать, я же всегда дышу, когда мне хорошо и плохо. И сердце всегда бьется — быстро или медленно. Так и с музыкой, даже если я не играю, то у меня в голове всегда звучит музыка", — говорит он, постукивая пальцами по крышке рояля.
Романовский рассказывает, что слушает много разной музыки, и ему интересны все новинки в музыкальном мире. Тут я пытаюсь его подловить. вопросе.
— А "Цвет настроения черный" (хит Егора Крида с участием Филиппа Киркорова – ред.) слушали?
— А это что такое? – растерянно улыбается он.
— Российская попса.
— Да?! Этот момент я упустил, – смеется пианист.
В мире классической музыки есть нехватка настоящих ярких артистов, считает он. При этом в жанре популярной музыки есть много людей очень ярко, талантливо и искренне делающих свое дело. Важно, чтобы музыканты пытались впечатлить публику не внешними эффектами, а уровнем своего профессионализма.
"Классическая музыка имеет больше возможностей, чем популярная. Последняя — широкая река, которая впадает в море, а классическая музыка — дельта реки, расходящаяся на десятки маленьких ручейков. Это богатый мир для экспериментов и разных эмоциональных состояний. Если бы были живы Моцарт и Бетховен, то они приковывали к себе не меньше внимания, чем The Rolling Stones или Рианна", – уверен музыкант.
"Зеленая книга" и виолончель: как музыка в исполнении Артема Манукяна завоевала "Оскар">>
Он считает, что у музыки есть свое предназначение, а меседж его творчества – напомнить о существовании чего-то настоящего, о связи между человеком и богом. И музыке — как способе сближения.
Кстати, при встрече с богом он его поблагодарит, за все, что у него есть.