Рынок на месте кинотеатра "Россия" в самом центре Еревана был не то, чтобы совсем уж "блошиным", но и далеко не только "колхозным". Торговали здесь всякой всячиной, и колхозной, и самодельной, а иногда и антикварной. Вдоль импровизированных рядов бродил высокий странноватый человек по имени, кажется, Вараздат - он был одним из последних в городе продавцов обыкновенной воды.
Снос кафе у Оперы, или Как спасти Ереван от биологической смерти>>
Если бы санэпидслужбам пришло в голову проверить солдатскую кружку, привязанную к кувшину с водой, они бы, скорее всего, пришли в ужас: емкость эта совершенно точно не мылась никогда, воду у Вараздата покупали за копейку кружка, но никаких вспышек разных желудочно-кишечных неприятностей не случалось.
Когда рынок упразднили, Вараздат сел за штурвал бочки с квасом через улицу от рынка: в бочке бывало огромное содержание той же самой воды, но Вараздат уже был не причем. Он все приговаривал про то, что – вот, мол, вода вам моя не нравилась, теплой называли и несвежей, пейте теперь эту кислятину. Потом вдруг Вараздат куда-то делся, его место заняла толстая усатая тетя с неприлично огромным обручальным кольцом, и квас из именно этой бочки сразу стал теплым и каким-то позавчерашним.
"Живые призраки старого Еревана": улица Абовяна 3>>
А рынок упразднили под кинотеатр, и надо сказать, воздвигли нечто в Ереване невиданное – то ли по мотивам азиатских пагод, то ли проектировщиков вдохновляли очертания космических кораблей из фантастических романов, которых тогда не читал разве что неграмотный. Рассмотрение и утверждение проектов и постройка здания заняли десятилетие.
С 1964 года как-то враскачку, вяловато шло представление проектов. Особо не спешили – кинотеатр не самый стратегически и идеологически важный объект. Но в 1970 году Грач Погосян, Артур Тарханян и Спартак Хачикян представили свое видение здания Союзу архитекторов, и это произвело фурор.
"Сталинский ампир", конечно, в то время уже отошел в прошлое, но классическое воззрение, заложенное Таманяном, считалось непререкаемым, и отход от него, тем более настолько явный и нарочитый, не мог не стать, как минимум, предметом острых дискуссий и серьезной критики. У кого-то "из маститых", наверное, он вызвал и неприятие, но было в нем то, что не позволило отвергнуть его с кавалерийского наскока. Проект был принят.
Наверное, именно кинотеатр "Россия", неожиданный и смелый, построенный рядом и в окружении не самых благополучных и "продвинутых" районов города - "Силачи" и "Кривой" - проложил дорогу замечательным зданиям, которые стали вырастать грибами после дождя во второй половине 1970-ых и в начале 1980-ых. Дворец молодежи, новое здание аэропорта "Звартноц", спортивно-концертный комплекс, наконец. И уж тем более после того, как тройка архитекторов удостоилась премии Совета министров СССР именно за проект кинотеатра.
Изобилие без двухметровых огурцов из Турции, или Как Крытый рынок стал символом Еревана>>
Таманян, досконально изучивший архитектуру и декоративные детали армянских церквей, обязательно привносил в свои творения что-то из раннего (или позднего) средневековья. Он продолжил традиции древнего армянского зодчества в современность, не нарушив, а подчеркнув связь времен.
Рано или поздно в облике Еревана должно было появиться что-то совершенно новое, отличное от прежнего, не отвергающее его, а наоборот – вписывающееся в классику, несмотря на свою новизну. Это случилось и набрало темпы, даже в облике некоторых станций метрополитена – новое, которое плоть от плоти того, что строили деды и отцы.
…А потом история выкинула коленце, пойдя где-то совершенно новым, неизведанным путем, а где-то и вспять, как, например, для кинотеатра "Россия". Сюда вернулся рынок, сначала стихийный и хаотичный, какой был здесь когда-то. Потом броуновское движение рынка в кинотеатре несколько упорядочилось и стало цивилизованнее, но суть от этого не изменилась.
Варварский "фасадизм" ереванских застройщиков, или Куда подевались камни>>
Нет, конечно, никому и в голову не придет призывать выгонять "всех продающих и покупающих в храме", пусть это и бывший храм киноискусства. В данном случае процесс превращения соответствует требованиям времени – кинотеатры уже не пользуются той популярностью, что раньше, а такие огромные площади в центре города надо же под что-то приспособить. И раз народ сюда ходит на ярмарку так, как раньше валил на индийские фильмы, то значит – выбор сделан правильно.
А история – дама своенравная, всегда от нее жди всяких фортелей.