Мнения экспертов относительно действий пилотов лайнера SSJ-100, загоревшегося в аэропорту Шереметьево, разделились. Одни считают, что жесткая посадка была не самым лучшим выбором, другие же придерживаются мнения, что, поступи командир корабля иначе, жертв могло бы быть больше.
Вечером 5 мая пилоты рейса Москва – Мурманск авиакомпании "Аэрофлот" запросили экстренную посадку в Шереметьево через 28 минут после взлета из-за нештатной ситуации на борту. Лайнер совершил жесткую посадку на взлетную полосу, после чего произошло возгорание в хвостовой части самолета SSJ-100. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа. В результате пожара на борту погиб 41 человек. Спастись удалось 33 пассажирам и четырем членам экипажа.
По словам очевидцев, самолет тушили около получаса. Первые спасенные пассажиры покидали борт по надувному трапу, а затем убегали от горящего борта. Кабинный экипаж сделал максимальное, чтобы спасти пассажиров. Помогая людям, погиб 22-летний бортпроводник Максим Моисеев.
В качестве основных версий катастрофы выдвигаются: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.
Что произошло?
Согласно одной из сотрудниц аэропорта Шереметьево, которая была очевидцем произошедшего, самолет сел не с первого раза.
"Он опять взлетел, чтобы сбросить топливо (и не загореться). Когда он вторично взлетал, его траектория пересеклась с другим самолетом, поэтому Superjet в воздух взмыл почти вертикально", - рассказала она газете "Известия".
По словам сотрудницы аэропорта, "самолет жестко сел и ударился шасси о землю, оно пробило топливный отсек". Заметим, что самолет садился с превышением допустимой посадочной массы.
Был ли удар молнией?
Причиной трагедии мог стать удар молнии при взлете, приведший к неисправности самолета. Согласно мнению большинства экспертов, версия удара молнии допустима, однако молния, как правило, не приводит к катастрофическим последствиям, поскольку на современных воздушных судах имеется система молнезащиты. С другой стороны, выдвигается версия, что заряд мог полностью вырубить автоматику SSJ.
В то же время авиационный журналист Алексей Пивоваров считает такую вероятность развития событий весьма теоретической. Тем более, что транспондер продолжал работать, то есть полной потери электроники на борту не было.
"Безусловно, удар молнии может вызвать сбой в работе каких-то электронных систем... Но, двигатели продолжали работать, самолет мог продолжать полет. Более того, лайнер мог выпустить шасси, что и сделал... Самолет был приведен в посадочное положение, а значит, был управляем полностью или не полностью, но сейчас это сказать сложно. Но он был управляем в достаточной степени, чтобы выполнить два захода на посадку, второй из которых закончился катастрофой", - говорит он.
Ошибка пилотов?
Были ли у экипажа условия и возможности осуществить другой заход на посадку или выполнить эту посадку по-другому? Избежать катастрофы, человеческих жертв? На данном этапе расследования случившегося эксперты воздерживаются давать однозначную оценку работы пилотов.
"Мы не знаем, правильно ли поступил экипаж, когда принял решение об аварийной посадке. Мы вообще не располагаем всей информацией о происходившем в кабине. Был ли только отказ радиостанции или отказало что-то еще?.. Пока не будет полной информации о том, что конкретно отказало, не можем говорить о том, правильно или неправильно вел себя экипаж. Это пока преждевременно", - говорит Пивоваров.
Тем не менее, он считает, что вопросов к экипажу много.
В то же время эксперт в области авиации Дмитрий Адбашьян считает, что пилоты самолета могли бы избежать трагического исхода ситуации, если бы мягче посадили борт.
Согласно же мнению одного из действующих пилотов "Аэрофлота" (имя не указывается), экипаж попал в критическую ситуацию.
"Пилоты приземлились с живыми людьми, поэтому говорить, что они растерялись - неверно. Ребята попали в критическую ситуацию. Их действия оценит летная подкомиссия. Но, главное - они вернули самолет с серьезнейшей неисправностью на землю", - сказал он в интервью "МК".
По его мнению, летчики подготовлены серьезно, особенно командиры экипажей.
Была ли неисправность у SSJ 100?
Эксплуатация самолетов Sukhoi Superjet 100 может быть приостановлена, если выяснится, что причиной катастрофы лайнера "Аэрофлота" в Шереметьево стала техническая неисправность.
Заслуженный пилот России Юрий Сытник считает, что вероятнее всего, произошел отказ двигателя или его возгорание. А после отказа всей электроники пилоты не смогли посадить самолет: садились с большим весом и экипаж оказался не готов к такой ситуации.
"При этом аварийный сброс топлива у данного типа лайнера не предусмотрен. Причиной катастрофы могла стать техническая неисправность, в том числе связанная с двигателем", - сказал эксперт газете "Известия".
В предварительных результатах расследования отмечается, что, помимо отказа электроники, других оснований для экстренной посадки у пилотов не было.
"То есть, капитан мог запросить эшелон и летать до полного или частичного использования топлива на ручном управлении", - отмечается в публикации СК.
Что происходит сейчас?
Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного части 3 статьи 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц").
По распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в Шереметьево создана государственная комиссия по расследованию обстоятельств трагедии.
Крупные авиакатастрофы 2018-2019 - инфографика>>
"Аэрофлот" сообщил, что всем нуждающимся оказывается срочная медицинская помощь. На сайте авиакомпании опубликован полный список пассажиров злополучного рейса.
Оперативные службы извлекли из фюзеляжа самолета тела всех погибших. Большинство из них доставлено в морг судебной экспертизы в Москве для опознания и проведения экспертиз.
Расшифровкой "черных ящиков" займется МАК. Процесс может занять от двух недель до месяца.