Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения
Спорить о том, должна ли была Армения посылать саперов и медиков в качестве гуманитарной миссии в Сирию можно до бесконечности, если не брать в расчет то простое обстоятельство, что действие это было совершено, кроме всего прочего, в знак благодарности сирийскому народу, за много веков давшему пристанище и принявшему в свое общество не одну тысячу армян.
Об этом говорил и Никол Пашинян на пресс-конференции в среду. "Специалисты из Армении – саперы и медики осуществляют гуманитарную миссию в Сирии, что является нашим историческим долгом в отношении сирийского народа, который дал пристанище спасшимся от Геноцида армянам", — сказал Пашинян.
Спасшимся от Геноцида, геноцидов и массы попыток геноцида – так будет правильнее. Хотя не всегда, конечно – спасаться от резни армяне начали с появлением в регионе турок в XI веке, а пятью столетиями раньше группы армянских переселенцев появились в Сирии при персидском царе Хосрове I, затем тенденция продолжилась политикой византийских императоров, но тогда о погромах и резне речи не шло. Были, конечно, военные действия, но, как говорится – на войне, как на войне.
Новые тренды в критике Пашиняна, или Кто сжигает мосты>>
Бегство армян из Османской империи на сирийские территории в массовом порядке началось с погромов 1876 года, продолжилось в 1895 и 1909 годах, достигнув апогея во время Геноцида в 1915, плюс события до и в течение 1922 года в армянской Киликии. Пустыня Дейр-Зор стала печально известной тем, что сюда было согнано около миллиона армян, включая практически полное население Тигранакерта, Себастии и Харберда.
"Только из Алеппо было отправлено двести тысяч армян в сторону Мескене и Рас-Айна, и лишь пять-шесть тысяч человек из этой огромной массы остались в живых. Новорожденных бросали в Евфрат. Женщин убивали штыками или револьверами жандармы в разных местах дороги. Высланные в пустыню армяне – более 200 000 человек – были уничтожены", - это письменное свидетельство турецкого чиновника, наряду с сотнями других, можно прочесть в исторических трудах, посвященных событиям тех лет.
А потому – достаточно ужасов, тем более что переживание их в очередной раз лишено эстетического удовольствия и давно обрело исторический смысл. Речь о том, что арабское население Сирии всегда очень терпимо и по-братски относилось к армянским переселенцам и беженцам, да и не только к ним: на территории Сирии всегда мирно и спокойно проживали последователи армянской апостольской конфессии, католики и православные.
Но вот теперь, когда армянская гуманитарная миссия оказалась в Сирии, это вызвало откровенное недовольство Вашингтона и проамериканских деятелей и организаций в самой Армении. И объяснять им, что сапер – это тот, кто обезвреживает мины, в отличие от минера, который мины эти ставит, нет никакого смысла. Особенно, учитывая, что сторона, которая вроде бы должна тебя услышать, прекрасно понимает разницу между этими антонимами.
Но обыкновенная человеческая порядочность – это то, что диктуется внутренними установками совести, а не высокопоставленными (и не очень) дядями из заокеанских столиц. Это не только исторический, как сказал Пашинян, долг Армении, но и человеческий.
"Батальон" Озаняна: армяне Сирии защищают себя и страну, в которой живут>>
Быть может, даже и не долг, а просто поступок – чтобы не прозвучало ненужно пафосно.