Статистика ДТП в Армении и смертей в результате аварий вызывает все большую тревогу. Ежегодно на дорогах республики погибают сотни людей. Для страны с менее чем трехмиллионным населением ситуация настолько катастрофична, что тревогу забили даже в ООН, указывая на огромное количество случаев гибели людей в возрасте до 21 года.
На недавней конференции в Ереване, приуроченной к глобальной неделе безопасности дорожного движения, постоянный координатор ООН Шомби Шарп заявил в частности, что основная причина преждевременной смертности (возрастная категория от 5 до 21 года) — это дорожно-транспортные происшествия.
По словам Шарпа, нужно принять меры для сокращения количества смертей от ДТП, которое растет из года в год. Он отметил, что такой показатель влияет на экономическое развитие страны, так как гибнут представители молодого поколения. К возрастному порогу и причинам смертей мы еще вернемся, а сейчас немного статистики для наглядности.
Так, в 2017 году в Армении произошло 5374 аварий, в результате чего погибли 279, ранены 3340 человек. В следующем году число ДТП составило 5950, погибли 343 человека, ранены 4111. Как видим, цифры действительно удручающие. И по этим показателям Армения пару лет назад занимала "почетное" третье место в мире.
Гигантское автомобильное кладбище раскинулось на окраине Еревана – фотолента>>
Еще в 2017 году украинская аналитическая группа Corestone Corporation провела исследование, взяв за основу статистику смертей на дорогах в 2015 году. Аналитики центра подсчитали, что самый высокий уровень смертности на дорогах — в Грузии, за ней следовали Россия и Армения.
За отчетный период в Грузии на 1 миллион населения приходилось 163,6 случая гибели в ДТП, в России — 160,4, а в Армении — 114,7. Учитывая возросшее количество смертей на дорогах, вряд ли следует надеяться, что эта статистика по части Армении претерпела какие-то серьезные изменения к лучшему.
Основные причины ДТП – растущее количество автомобилей в Армении, превышение скорости, выезд на встречную полосу в условиях почти нулевой видимости, непристегнутые ремни безопасности, техническое состояние машин и дорог. Иными словами, это "дураки и дороги, и дураки на дорогах".
За последние годы число ввозимых в Армению машин неуклонно растет. В 2017 году в страну было импортировано около 35 тысяч автомобилей, в 2018 году – 73 тысячи, а в первом квартале этого года уже завезено 35 тысяч транспортных средств. Но количество машин само по себе не привело бы к столь существенному росту числа аварий, если бы не такой "врожденный" недостаток заметной части армянских водителей, коим является необдуманное и ничем не оправданное превышение скорости.
Нередко на самых оживленных участках города можно увидеть несущийся на бешеной скорости "Мерседес", "Тойоту", или "Опель". Особи, сидящие за рулем этих машин, в большинстве случаев о возможных последствиях для себя и окружающих предпочитают не думать. Этих людей не отрезвляют ни печальная статистика ДТП, ни штрафы, ни многочисленные увещевания и призывы дорожной полиции. Кстати, о штрафах. После прошлогодней крупной амнистии штрафов за нарушения ПДД и демонтажа многих радаров на дорогах, многие водители стали еще агрессивнее. Сейчас компетентными органами принимаются меры с целью сгладить ситуацию, но массовое безумие все еще продолжает царить на дорогах.
Свалил светофор, столбы, перевернулся: страшное ДТП в Ереване, трое детей — в больнице>>
Особого внимания заслуживают ремни безопасности. Многие армянские водители считают зазорным пристегиваться, причем найти вразумительное объяснение этой позиции они не в состоянии.
Важную роль в предотвращении ДТП играет техническое состояние автомобиля, однако далеко не каждый среднестатистический автовладелец склонен регулярно отвозить своего "железного коня" на технический осмотр – это стоит денег, времени и нервов. В итоге, неисправная рулевая рейка или шаровые опоры могут сыграть с владельцем автомобиля злую шутку.
Свой "вклад" в увеличении числа аварий вносит и состояние дорог. Многочисленные глубокие ямы на трассах стали для автомобилистов, вынужденных выруливать и объезжать их, настоящим кошмаром. Ситуация порой напоминает спецкурс по экстремальному вождению. В этих условиях вероятность столкновения с едущим навстречу автомобилем возрастает в разы.
Таким образом, снижение числа ДТП в Армении требует комплексного подхода. Одной-двумя профилактическими мерами вопрос не решить. Можно штрафовать на каждом шагу, что и делалось при прежней власти, можно сколько угодно вести разъяснительную работу. Но все это даст лишь краткосрочный эффект. Для долгосрочных результатов нужно улучшить социально-экономическое положение людей, привести в порядок дороги. А главное, перемены должны наступить в сознании людей, ибо практика показывает, что разруха обычно бывает в головах.