Однажды, в День Победы со мной приключилась почти мистическая история. В своей московской квартире я смотрел телевизор у открытого окна. Шёл фильм про войну.
"Спасибо деду за Победу!", — вдруг прогорланил на улице пьяный прохожий.
Этот не новый слоган вдруг заставил задуматься. Дед по отцовской линии — мой полный тёзка. Он не вернулся с войны. В домашнем архиве не сохранилось ни одной его фотографии. С детства я знал только то, что он похоронен под Севастополем.
Возглас за окном заставил крепко задуматься. Ведь, наверняка, по нему не справлялась панихида. Дед родился до революции, значит, был крещён. А хоронили его уже в эпоху советского атеизма.
Я решил не медлить и поспешил в ближайший православный храм, недалеко от метро "Домодедовская". Заказал поминальную по воину Дмитрию, поставил свечу, но чувство неудовлетворённости не покидало. Хотелось с кем-то поговорить о переживаниях. Искал глазами священника.
Мы пробеседовали три часа. Правильно ли я всё сделал? Ведь погибшего деда мой отец в последний раз видел в дошкольном возрасте. Говорили, что он оставил семью ещё до войны, и о его дальнейшем образе жизни ничего неизвестно… Возможно, что я зажёг свечу и заказал панихиду в память о человеке, который был грешен, и его душа не спаслась, а, значит, и не прочувствовала заботу земного потомка. Как это стыкуется с христианской основой?
В тот вечер он мне сказал, что воин, павший на ратном поле, пожертвовал свою жизнь во имя жизни других. Такая погибель прощает все прегрешения, и душа очищается. Так что дед мой в загробном мире сегодня почувствовал, что его чтит и помнит тёзка-внук на земле.
Целый год я испытывал смятение от незаконченности этой истории. Меня стал одолевать вопрос, как же погиб мой дед? При каких обстоятельствах? Для кого-то другого этот вопрос мог быть вообще не актуален, но мне не давала покоя эта мысль, потому что накопилось много личных впечатлений от поездок в горячие точки.
В войсках зачастую бывают небоевые потери. На Северном Кавказе, во время событий в Чечне, я был свидетелем многих случаев, когда люди погибали по неосторожности или по вине случайных обстоятельств. Там, где все вооружены, это дело обычное. К тому же по дорогам на большой скорости передвигается бронетехника, и часто случаются ДТП со смертельным исходом. Значит, если мой дед, не будучи праведником при жизни, ушёл в мир иной не в бою, то формула батюшки о путёвке в рай с фронта не срабатывает…
Время от времени меня тревожили мысли об этом. Но развязка наступила совершено случайно. Иногда в интернет-поисковиках я набираю свои инициалы, поскольку в сети обсуждаются мои материалы, размещаются интервью. И вот как-то, в числе сообщений с упоминанием моих ФИО, я увидел следующую запись.
Писаренко Дмитрий Иванович, 1910 г.р. Рядовой. Погиб 05.05.1944. Похоронен в Севастополе, в селе Оборонное (Камары). Братское кладбище Воинов Приморской Армии.
Я испытал шок. Кликнул на ссылку. Зашёл на сайт "Мемориала", где в отсканированном виде собраны миллионы документов из военно-пересыльных пунктов и военных комиссариатов. Биографические данные совпадали. Мой полный тёзка был родом из села Благодарного Шпаковского района Орджоникидзевского края — теперь Ставропольского.
Среди документов было и донесение о безвозвратных потерях, в котором я нашёл его имя и причину — убит.
Обстоятельства боя тоже подсказал интернет. Дед погиб в наступлении отвлекающего манёвра…
После тщательной подготовки 5 мая 1944 года войска 2-й гвардейской армии генерал-лейтенанта Г. Ф. Захарова перешли в наступление на северных подступах к Севастополю, введя в заблуждение фашистское командование. Гитлеровцы, решив, что советские войска наносят там главный удар, начали переброску некоторых частей из района Сапун-горы и Горной высоты на Северную сторону Севастополя.
Теперь всё встало на место — дед погиб в бою. Эта грустная весть вызвала у меня долгожданное душевное умиротворение, перераставшее с каждой минутой в ликование. Я стал искать информацию по месту захоронения. В интернете нашлись фотографии нескольких братских могил из этого села. Из сопроводительных письменных материалов стало ясно, что дед вместе с другими воинами-приморцами лежит под высоким обелиском с аккуратной оградкой. Дата гибели натолкнула на немедленное решение. Пятого мая надо обязательно быть в Крыму!
Взял билеты так, чтобы утром быть в Севастополе и в тот же вечер выехать обратно в Москву. Автобус в сторону Оборонного отправлялся прямо с привокзальной площади. Но выяснилось, что в село он не заезжает. Оно находится на отшибе, и туда общественный транспорт не ходит. Люди ездят на такси, личных машинах или выходят на трассе и поднимаются в гору пешком. Побрёл так и я. С годами становишься сентиментальным, и я был переполнен гордостью, что не смалодушничал и не поленился отправиться в путь.
Знакомый по фото в интернете обелиск появился сразу из-за поворота. Я даже опешил. Неужели так просто? Зашёл за ограду, осмотрелся. На плите было высечено, что здесь покоятся останки воинов Приморской армии. Без имён. Тронуло, что по соседству с монументом были установлены два символических персональных надгробия. Судя по всему, ещё в 50-ые или 60-ые годы. На обоих — армянские фамилии. Родственники погибших проявили свойственную армянам сердобольность. Увековечили память и сами утешились…
Я не торопился доставать из рюкзака ладан и свечи. Чего-то ждал. Вдруг из соседнего дома показался бородатый парень лет тридцати, в военной бандане и майке цвета хаки. Протянул руку и назвал имя — Олег. Разговорились. Оказалось, что он командир местного поискового отряда.
"Вон на том склоне полегли деды. Когда мы проводим раскопки, чтобы достойно перезахоронить бойцов, то по всем признакам находим не молодых. Там ополчение стояло. У них даже винтовки и штыки старого образца. До последнего стояли", — рассказал он.
Возвращаюсь на севастопольский вокзал. До поезда ещё есть время. Вижу кафе, название которого объединяет с дедом-тёзкой — "У Иваныча". Убеждаю себя, что эта встреча тоже не случайна. Не могу пройти мимо. Заказываю поминальные сто грамм и стоя произношу фразу, ставшую для меня за один день действительно глубокомысленной: "Спасибо деду за Победу"!