Час "Кочари", или Почему непереводимая игра слов дяди Вардана не пугала армянских детей

© Sputnik / А. Экекян / Перейти в фотобанкУчастники Великой Отечественной войны - Ян Савицкий, (слева) и командир штурмового батальона Арам Мирзоян
Участники Великой Отечественной войны - Ян Савицкий, (слева) и командир штурмового батальона Арам Мирзоян - Sputnik Армения
Подписаться
Колумнист Sputnik Армения Сергей Баблумян вспомнил о своем первом праздновании 9 мая в Ереване. Задушевная посиделка с ветеранами-соседями Великой Отечественной под шелковицей до сих пор ярче горит в памяти автора, чем любые парады Победы с салютами.
Внучкам-гимназисткам младшего школьного возраста дали домашнее задание: к празднику Победы принести фотографии дедушек-бабушек, воевавших в годы Великой Отечественной войны. С дедушками-бабушками не срослось, пришлось брать поколением старше - искать прадедушек. Редко в какой семье сегодня живут участники той войны, а у их детей хоть войны и были, но иные. Между тем, возникла и другая проблема.
Семейных альбомов нынче не держат, фотографии далекого прошлого, выцветшие, загнутые по краям, треснутые вдоль и поперек, ищут в пакетах или коробках, но находят при условии, если знают, где что лежит.
Современные фотографические технологии легко решили проблему: всякое цифровое устройство имеет свою память, часто бездонную, и в этом смысле обычные человеческие воспоминания, запечатленные на выцветших черно-белых снимках, поднимают руки вверх и сдаются на милость победителя. Ткните сегодня пальчиком в смартфон и перед вами разольется безбрежный океан фотографий.
Фотографии участника Великой отечественной войны Вазрика Коркотяна и его супруги, блокадницы Ленинграда Варвары Васильевой - Sputnik Армения
"Такими мы счастливыми бывали": как в Армении снова сбылись слова Ольги Берггольц
Три снимка с фронта я, тем не менее, нашел. Отец, совсем молодой, с погонами майора на плечах, в выцветшей гимнастерке, в пилотке, на пряжке ремня звезда, на ногах сапоги. Рядом шестеро бойцов некавказской национальности (Таманская дивизия), на поляне грузовичок с откинутыми бортами, в кузове пулемет, рядом пасутся две лошади.
Еще одну фотографию прислала из Еревана племянница, получилось шесть, но нести в школу надо было одну. Право выбора отдал внучкам - девочки, бравшие уроки конной езды, выбрали ту, на которой лошади…
…Время не только вымывает из памяти то, что было, но, как в случае с перевернутым биноклем, меняет перспективу. Сегодня Сталинград или Курская дуга для моих внуков, примерно то же, что Бородино или Ледовое побоище для меня в свои детские годы. Факт истории, ничего личного. Между тем, личное о той войне почти у каждого армянина. Еще бы безличное, если воевать ушло больше шестисот тысяч армян, а почти половина домой не вернулась.
Воинов-победителей с каждым днем все меньше и не далек час, когда уже и дети военных лет окажутся наперечет.
Каждый помнит свой День Победы по-своему, помню его и я.
Девятое мая, полдень, двор. Под шелковицей накрыт дощатый стол, народ уже гудит. Примечательная деталь: коньяк тогда пили больше, чем водку, но поскольку пили много, пьянели как от водки.
Воины-победители делают записи на стене рейхстага - Sputnik Армения
"Кировакан" на стене Рейхстага: загадочная история известной фотографии
Кто за столом? Называю тех, кого помню: дядя Гурген - одноглазый шофер значительного лица из ЦК, взятый на работу по протекции значительного лица, тоже фронтовика. Дядя Арташ - врач районной поликлиники, недавний военврач, дядя Коля - бывший артиллерист, ныне расконвоированный заключенный со стройплощадки оперного театра, часто забегал навестить сестру, тетя Маня - официантка ресторана "Ереван", в фронтовом прошлом связистка, дядя Вардан безногий инвалид с тележкой на подшипниковых колесах, фронтовая разведка. Все при орденах и медалях.
Больше всего наград у дяди Вардана, но это, скорее, казалось оттого, что нижняя половина тела у него отсутствовала, а то, что оставалось, сплошь устлано наградами, над которыми мерцала звезда Героя Советского Союза.
Дядя Вардан жил один, много пил, и если бы не тетя Маня, соседка, пресекающая это дело, спился бы окончательно. В таких случаях она молча отстегивала его от тележки, брала в охапку, укладывала в койку и запирала за ним дверь. Помогало.
В день девятого мая дядя Вардан был хорош уже с утра. Об этом можно было догадаться по ругательствам на непонятном нам, детям, языке: как потом выяснилось говорил на немецком фронтовой разведчик плохо, но отважно.
Люди за столом что-то рассказывали, время от времени поднимались на ноги, чокались и пили до дна. Потом, перебивая друг друга, снова говорили, снова вставали на ноги и снова пили. Когда все вставали, а дядя Вардан не мог, хорошо принявший герой ругался матом (на родном армянском языке) и бил кулаком по столу. Добился - вскоре тетя Маня молча взяла недавнего разведчика на руки и отнесла домой.
Праздничное застолье продолжалось. Попозже дядя Арташ крикнул: "Неси!". Жена принесла патефон. Заиграла музыка, наступил час "Кочари". Потом снова: "Неси!". На этот раз жена принесла что-то, завернутое в наволочку. Бывший военврач вытащил из нее трофейный "парабеллум" и к нашему восторгу разрядил всю обойму в небо.
Рейхстаг после взятия Берлина советскими войсками. - Sputnik Армения
Слагаемые Победы: как армяне станцевали кочари у рейхстага под командованием Сафаряна
Таким крепкой детской памятью запомнился мой первый день победы в Ереване. Потом было много других: с парадами, салютами, чествованиями живых, поминаниями погибших, с торжественными заседаниями, где генералы и маршалы за столом, но ереванский двор с щербатым столом, с рядовыми героями войны, которые были просто соседями, помню до сих пор.
Могу ли передать свои ощущения внукам? Сомневаюсь. Есть события, которые надо пережить самому. Надо ли, чтоб правнуки победителей помнили 9 мая? Обязательно. История не сумка на колесиках, которую можно взять и увезти.
Как поступать, чтоб не забывалось?
Во-первых, каждый год выходить на акцию "Бессмертный полк", которая прошла в Ереване и в этом году. Чем больше молодых и юных участвует в подобных акциях, тем дольше будет помниться 9 мая. А тут еще взятие рейхстага в Берлине и освобождение Шуши встретились на одном листике календаря, и это для армян дважды праздник.
А в Москве поступили иначе, решили помочь сохранить оригиналы реликвий тех лет, передавая в Главное архивное управление столицы связанные с Великой Отечественной войной материалы (фронтовые дневники, фотографии, открытки, газетные вырезки). Но не так, чтобы, оторвав от себя - снимут копии, а оригиналы вернут хозяевам. Почему бы и нам так же не сделать?
P.S.
Из гимназии имени Примакова пришло электронное письмо. 9 мая снимок моего отца, деда моих детей и прадеда моих внучек был размещен на стенде участников войны. Внучкам понравилось.
Лента новостей
0