Карине Арутюнян, Sputnik Армения
Уже 12 дней 56-летний Артавазд Саакян ночует в "жигуленке" своего родственника. 3 мая дом Саакянов обрушился, а семья из пяти человек осталась без крыши над головой.
А как же я, мам?! Саша матери никогда не врал, но в тот день так и не вернулся из боя...>>
После Спитакского землетрясения 1988 года шесть домов в селе Хнаберд Арагацотнской области Армении пришли в аварийное состояние. Государство обязалось возместить ущерб в виде денежной компенсации или жилья. Трем пострадавшим семьям выдали по три миллиона драмов (чуть больше 6 тысяч долларов), другие три предпочли получить вместо денег дом. Саакяны в числе последних — и все еще ждут обещанного.
"Взял ведро, чтобы пойти напоить скот и вдруг слышу грохот… Обернулся — а там стена рухнула, и камни в меня летят. Беременная невестка и 18-летняя дочь были дома, я выронил ведро и побежал к двери. Кричал, чтобы никто не выходил, потому что дом разваливался на глазах, камень за камнем", — в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказывает Артавазд Саакян.
Проект переименования улиц в Ереване: почему идея вызвала шквал критики?>>
Невестка Саакянов, Тагуи, пришла в этот дом несколько месяцев назад, и сейчас она ждет ребенка. Молодая женщина рассказывает, что сестра мужа, 18-летняя Офелия, так сильно перепугалась, что дело дошло до знахарки. Но все бесполезно – страх не проходит, и каждый шорох вызывает приступ паники.
"Когда дом разрушился, приехали сотрудники МЧС, обнесли оградительной лентой территорию и строго-настрого запретили заходить внутрь. Сказали, мол, выносите вещи — и все. Но куда их вынести? Нам некуда их девать. Сейчас я, золовка и деверь ночуем у знакомых, каждый день в новом месте. А свекор спит в машине, чтобы охранять дом. Не представляю, сколько нам еще придется так жить, причиняя людям неудобства", — рассказывает Тагуи.
Она переживает: столько планов строили, а теперь муж, с которым она прожила всего 3-4 месяца, уехал в Москву на заработки. Скоро "последний звонок" у Офелии, и свекор хотел устроить по этому случаю праздник.
Тагуи как бы вскользь упоминает, что он участник карабахской войны, но потом уходит от этой темы. Жена Саакяна-старшего скончалась в 2005 году, и трое детей — два сына и дочь — остались на его попечении.
Почему погиб 10-летний мальчик в Гюмри: подробности страшного самоубийства>>
"Если бы государство не обещало жилье, то отец с сыновьями потихоньку начали бы строить сами, сейчас был бы готов хоть маленький, но свой угол. Мой свекор — человек работящий, 13 лет один растил троих детей, и дом бы смог построить", — говорит Тагуи.
В селе переполох — все пытаются хоть как-то помочь Саакаянам. Соседка, 83-летняя Софик Мхитарян, весь день сидит на развалинах дома, охраняя то, что осталось. Обращаясь ко мне, бабушка Софик говорит: "Деточка, напишешь правду. Что видела, то и пиши. Жалко эту семью, отец семейства уже не знает куда деваться и какую проблему решать".
Сифилис у 10-летней девочки в Армении: история, которая шокировала врачей>>
Другой сосед уже 10 дней не ходит в поле, опасаясь, что тяжелая сельхозтехника, проезжая мимо, спровоцирует очередное обрушение, и тогда домашнюю утварь уже не спасти.
"Мы же соседи, должны же поддерживать друг друга", — говорят окружившие нас соседи.
Тут какая-то машина пытается проехать, сельчане останавливают, советуют объехать дом. Проблема в том, что "жилище" Саакянов находится на пути к сельскому кладбищу, и иногда обойти его стороной просто невозможно.
Руководитель администрации Хнаберда Мамикон Никогосян, который также находился на месте событий, отметил, что о проблеме доложили главе общины, провели совещание и отправили письмо в областной центр.
"Нужно как можно скорее решить этот вопрос, в семье же молодая девушка, беременная невестка…", — сказал он.
Я сильный, но иногда боюсь: камни валятся на головы спящих детей в армянском селе Ленуги>>
В областном центре Арагацотнской области, в свою очередь, сообщили, по результатам исследования местности был составлен акт, в котором черным по белому написано - "дом восстановлению не подлежит". Акт вместе с сопроводительным письмом губернатора отправили в министерство территориального управления и развития Армении с тем, чтобы изыскать в бюджете средств на строительство нового жилища для Саакянов.
Начальник отдела по связям с общественностью министерства территориального управления и развития Варужан Арутюнян письмо получил и уже обратился в Комитет по градостроительству, чтобы выяснить, включены ли Саакяны в программу по обеспечению жильем пострадавших от землетрясения граждан.
"Если они бенефициары программы, нужно обеспечить их квартирой к 2020 году, а если по каким-то причинам их в этом списке нет, то нужно понять, как можно решить эту проблему", — сказал он.
Во всем "виноваты" иностранцы и цемент: почему в Армении резко подорожало жилье>>
Отметим, что, согласно закону "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", министерство обязано ответить на письмо губернатора области в течение 15 дней при условии, что оно не требует дополнительного изучения. Так как в данном случае необходимо получить информацию из Комитета по градостроительству, то ведомство ответит в течение 30 дней.